Эмоционально яркая и красивая драма на основе событий Российской истории
14.09.2022
ДОСТОИНСТВА: Персонажи Д. Страхова, А. Хуратова, хорошая актёрская игра и режиссура. Прекрасная музыка, великолепная природа. В основе сюжета - реальная судьба аманата.
НЕДОСТАТКИ: Для кого-то - вольный пересказ реальных событий жизни главного героя. Для меня - неубедительный главный женский образ.
За съёмками этой картины начала следить с самого их начала - из-за актёра, исполнившего одну из центральных ролей. Несмотря на это, была высока вероятность, что фильм меня разочарует. Такое происходило с историческим кино в последние годы. А ведь это мой любимый жанр... Но попытки познакомиться с соответствующими новинками российского и мирового кинематографа были не очень успешными.
Взять "Викинг", который уже на этапе чтения комментариев меня оттолкнул, или сериал "Великая", разочаровавший, несмотря на участие прекрасных актёров, а "Союз спасения" и смотреть не пробовала, т. к. даже трейлер не вызвал ни единой эмоции. Но и зарубежные исторические драмы ничем не лучше (например, х/ф "Последняя дуэль").
Даниил Страхов, с которым смотрю абсолютно всё, выступил в "Аманате" в заметном, но всё-таки второстепенном образе, и мне его, конечно, не хватило. Роль была отрицательная, а в подобных работах мой любимый актёр умеет находить очень интересные краски для раскрытия характера (Максим в сериале "Про Веру" получился столь же гениальным, что Борис в "Ленинград 46" и Юрий Шарок в экранизации "Дети Арбата"). Здесь образ оказался очень интригующим, но длительность фильма и акценты на других персонажах не позволили ему получить достаточного развития, как мне показалось.
И всё же "Аманат" привлёк меня не только этим. В основу произведения легли реальные исторические события - трагическая судьба Джамалутдина, сына кавказского имама, ставшего заложником российского государя в длительном и изнуряющем военном конфликте на Кавказе.
Сразу скажу: никогда не придираюсь к технической стороне кинопроизводства, не интересуюсь бюджетом картины, и даже так называемая "историческая достоверность" меня в историческом кино и исторической литературе не волнует. То, что "Аманат" называют сказкой, в моих глазах скорее плюс, чем минус. Россия, Русь, чья история доносится до нас в искажённом виде с самых истоков её, постигается больше душой, а всё связанное с нею для меня всегда имеет настроение сказки. Россия должна быть сказкой, чтобы быть собой. Словом, я была готова к тому, что сюжет окажется вольным пересказом реальной судьбы главного героя, что фильм окажется снятым "по мотивам". Так и получилось, например, в сюжетной линии, связанной со взаимоотношениями Джамалутдина и Елизаветы Олениной, или в том, как авторы картины интерпретировали финал короткой жизни аманата.
В главном - достоверности эмоциональной - кино оказалось убедительным. Хотя такая важная тема для меня, как любовь, показана здесь бледнее, чем мне хотелось бы. Но всё компенсировал главный герой драмы, роль которого прекрасно, проникновенно сыграл мне до сих пор неизвестный молодой актёр Амин Хуратов. Не знаю, насколько правдив этот образ и события детства Джамалутдина. Но по всем законам кино главному герою - молодому, красивому, воспитанному на лучших традициях Кавказа и России, - просто положено быть в центре внимания. Его выделяет сам государь Российской империи, ставят в пример преподаватели, уважают и побаиваются однокашники. Именно ему достаются и верная дружба, и самая красивая любовь, а ещё - самая лютая ревность и ненависть. Как же иначе?
Словом, у актёра получилось стать центром картины, показать трагедию главного героя, оказавшегося над пропастью, разделяющей его родной Кавказ и вторую родину - Россию, а личная драма лишь подчеркнула, что ещё при жизни его сердце должно было разорваться пополам.
Смотрели "Аманат" вместе с мамой и детьми. Главное произошло: мы плакали в течение всего фильма. Сцены прощания с отцом, путешествия в снежную Россию, когда мужественный мальчик подставил плечо своим новым друзьям, встреч и прощаний, всех волнений, радостей и тревог главного героя были показаны не только очень красиво, но и глубоко, тонко, трепетно, пронзительно. Не последнюю роль в нашем восприятии сыграла красота природы Кавказа, великолепно показанная в картине.
Актёры играли очень хорошо, но моменты, связанные с романтической линией, меня не совсем устроили. Сильнее гораздо были эпизоды с офицерами, когда боролись чувства долга, чести, любви к родине, желание мира... Здесь Джамалутдин и другие персонажи были неподражаемы, заставляя сжиматься сердце и плакать глаза. Был главный герой прекрасен и в диалогах с любимой, но главная героиня в моих глазах очень ему проигрывала. Не хватило мне в ней истинности ни внешней (причёска, макияж, походка, жесты, голос...), ни внутренней - я не сопереживала ей совершенно, не поверила в её любовь.
Фильм не идеален, но эмоционально ярок и прекрасен. В этом для меня отличие от некоторых зарубежных исторических драм, где качество сценария и картинка не являются залогом успеха у такого зрителя, как я. Картина волнует сердце, очаровывает величественными видами природы и архитектуры, пленительной музыкой, вызывает интерес к истории России...
На кинопоиске поставила этому произведению 9 из 10, здесь - уверенная пятёрка, несмотря на недочёты, из которых касающиеся истории любви для меня намного серьёзнее, чем искажённые исторические факты.
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_13787389.html