Inofenciva wrote:И что это такое уметь любить (я вот тоже не умею, как мне кажется)? Кто из персонажей этой повести и других произведений Чехова умеет любить? Рискну предположить, что и самому Антону Павловичу это было не дано.
Здравствуйте, девочки. Читала, читала форум сайта... И вот пишу. Уж больно хорош спектакль: и режиссерское решение, и образная сценография, и актерские работы. Да и отзыв Ирины совпал с моим восприятием. Для меня главным вопросом (именно главным, а не единственным), над которым Антон П. Чехов и Антон Ю. Яковлев заставили меня задуматься в этой пьесе, стал вопрос: "А что это такое УМЕНИЕ любить?" Для меня важно оказалось именно это. И, мне кажется, что практически все зрелые работы Даниила тоже об этом. Тема "умения любить" проходит красной нитью через все Его работы, где-то ярче, где-то мягче. Вот в "Драме на охоте" и в фильме "Про Веру" (эти две работы мне созвучны) очень ярко. Где проходит та грань между любовью, страстью и ненавистью (от которой до любви один шаг)? Оскар Уайльд писал: "Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви". В "Драме..." Камышев в исполнении Даниила пытается найти ответ на этот вопрос, но он не готов "прощать грехи". Он не умеет любить. Это скорее страсть, которая по определению Томаса Манна есть помутнение рассудка, но никак не любовь. По-моему, хорошее описание любви дано в древнеиндийском трактате "Ветви персика": "Три источника имеют влечения человека - душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение разума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь". У Камышева есть только влечение тела. Двух других составляющих нет. Ему не дано это самое умение любить.
Для меня все-таки понятия "любовь" и "умение любить" разные. Если любовь - это влечение, то что такое это самое "умение"? Это как? Заботиться, понимать, жалеть, принимать таким какой он есть или адаптироваться, меняя себя? Наверное, у каждого по разному. У меня ответа нет.
Теперь об отношении к герою. У меня к тому Камышеву, которого сыграл Даниил, нет ни презрения ни жалости. Он и своими поступками и монологами дает понять: я в вашем сочувствии и жалости не нуждаюсь. Вот я такой. И вы мне не судьи, я сам себе судья. А монолог... Тот в котором "...солнце смотрит в озеро как в большое зеркало... И кажется, что не от солнца, а от этого озера берет свет природа. Начинается жизнь..." Глубокий, умный человек. Какое уж тут презрение.
И еще. Для меня загадкой осталась фраза в одном из интервью Даниила о том, что образ Камышева очень близок его внутреннему камертону.(?) Подумала: чего-то я еще в Его Камышеве не рассмотрела