Inofenciva писал(а):И вообще колесо истории крутиться очень медленно, покрутим его побыстрее, завтра будет лучше, чем вчера... В недавнем диалоге с историком Евгением Спициным по поводу выхода своего нового фильма «Дорогие товарищи» режиссер Андрей Кончаловский как раз рассуждал о русском, фанатически преданном идее человеке как отражении определенной трагедии, потому что «невозможно иметь идеальную структуру и встречаться с реальностью жизни». Здесь можно бесконечно рассуждать о том, оправдывает ли цель средства. И том, что благими намерениями вымощена дорога в ад…
Я думаю, здесь еще может быть "замешан" и вопрос достоинства. Если люди чувствуют себя униженными, не уважаемыми теми, кто имеет власть, рано или поздно это прорвется. Не только "лучше, чем вчера" - может быть, лучше будет не сразу, а может быть, вообще не скоро, но терпеть унижение больше невозможно.
Если всё-таки вернуться к книгам. Мне вспоминаются любимые книги нашего детства. Тётя Пети и Павлика Бачей в "Белеет парус одинокий" кричала, не заботясь о том, что племянники в детской могут еще не спать: "Да ведь дышать нечем, Василий Петрович, вы понимаете - нечем дышать!" И на опасливое отца: "Ради Бога, Татьяна Павловна, услышат дети!" - "Пусть слышат! Пусть знают, в какой стране живут! Пусть знают, что царь у них - дурак и пьяница, что Япония наголову нас разбила..." Не ручаюсь за абсолютную дословность, но сказано было именно это. Эта милая женщина была одержима сатаной? Нет, на баррикады она не собиралась. Но, видимо, что-то ее угнетало, что-то было не так, с чем-то она (и не только она) по совести никак не могла согласиться. А были люди, которые не просто переживали, а были готовы на баррикады. Что получилось в результате, известно. Поэтому правительствам всех стран и эпох желательно спрашивать, прежде всего, себя: почему такое происходит? Хорошо, пусть это гордыня, нетерпение, буза, лукавый попутал - но почему именно в нашей стране и именно сейчас? И как сделать так, чтобы не было причин для подобного? Самих причин? Потому что они вовсе не только в дурных головах "бунтарей".
Я вспоминаю "Динку" и "Дорога уходит вдаль". У их героев есть реальные прототипы. Думаю, что большинство присутствующих здесь, независимо от возраста, знает и любит эти книги.
...Родители Динки - революционеры. Да, они не собирались убивать царя - к этому времени революционеры уже понимали, что такая акция бесполезна. "Мы пойдем другим путем". Но наверняка, если бы кто-то из "центра" счел, что на данный момент это уместно и нужно, они не колеблясь приняли бы участие. Мама Динки - прекрасная Марина с золотыми косами, ее отец, юная тетя Катя и ее жених Костя, все прекрасные люди. И все они приняли бы участие в чем угодно, если это нужно революции. Они похожи на фанатиков?.. Мы читали о них, мы "видели" их, мы с ними "знакомы", мы их любили. Представить, что их обуял дьявол, трудно. А как тогда?.. Тем более, что и царь теперь для нас - не абстрактное понятие, мы понимаем это, мы тоже уже "знакомы" и с ним, и с его близкими. Как это - одни порядочные люди идут на других порядочных людей? Значит, кто-то из них непорядочный?.. Так ведь и это не так!
...Родители Сашеньки Яновской в "Дорога уходит вдаль" не революционеры, они "сочувствующие". И помогают "сокрушителям общественного сторя", чем могут. Друзья Сашенькиной юности зачитываются романом "Андрей Кожухов" - про цареубийц. Они восхищаются героями и мечтают совершить нечто подобное. И отказываются от этой мысли только тогда, когда один разумный мальчик объясняет им, что Андрей Кожухов и его товарищи неправы. Не потому, что убивать - ужасно, а просто это нерасчетливо. И с ним соглашаются. Нет, они не "бесенята", в том-то и дело. Они мальчики и девочки, горячо любящие Родину. Помню я и "чернявого хлопчика", как его называли в романе, Гирша Леккерта, который пытался застрелить какого-то полицейского чина за то, что тот приказал сечь плетьми участников первомайской демонстрации. Можно говорить, сколько угодно, что Леккерт не должен был так поступать, что пуля - не ответ на плетку, но "двигатель" его поступка понятен - и это снова невозможность терпеть унижение людей. И еще помню, как к Сашиному отцу, доктору Яновскому, ввалился перед рассветом потрясенный тюремный врач, свидетельстовавший казнь Леккерта: "Яков Ефимович! Он же умер, как Христос!".. - и отказался от своей тюремной должности.
Так вот, о чем я... Можно усмехаться, но на этих книгах мы выросли. Это нечто большее, чем интересные истории, прочитанные в детстве, это вошло в плоть и кровь, это нас во многом сформировало. Ну, меня, во всяком случае. И я не могу ни запросто отринуть всё это, ни "перевернуть", как металлический перекидной календарь: был верх - стал низ, было черное - стало белое. И так же не могу определенно и окончательно объяснить поступки людей, желавших добра - и пришедших в итоге совсем к другому. Я знаю про то, что революцию делают романтики... и дальше по тексту, но это лишь констатация факта, но не объяснение, почему всё-таки "романтики" пошли делать революцию. Мне недостаточно для объяснения ни фанатизма, ни сатаны, ни молодой дури, ни прекраснодушия - и даже любви к Родине недостаточно. Это какой-то сложный комплекс, в котором, вероятно, есть всё. И рассуждаем мы об этом, как слепые о слоне: один нащупал ногу, другой - уши, третий - хобот, четвертый - хвост... А что такое слон в целом?
О благих намерениях же, как всегда, можно сказать двояко. С одной стороны, согласно поговорке, ими вымощена дорога в ад. С другой - Бог "и деяния приветствует, но и намерения целует". То есть, могло не получиться, но есть надежда, что добрые намерения будут приняты во внимание. Рассуждать на все эти темы действительно можно бесконечно и неостановимо. И что характерно, ни к чему не прийти.