vak wrote:Немного обескуражил ответ на второй вопрос...
Чем больше пытаюсь быть свободным, тем больше понимаю, насколько я не свободен? Такая же старая проблема, как и поиски смысла жизни.
vak wrote:Даниил всегда был и остается примером свободного от "мнения света" человека, который всегда имеет свою, независимую от социокультурного климата позицию и который умеет не поддаваться влиянию тусовочного шоубиз-гламура.
Не поддаваться умеет, безусловно...но "человек живёт в обществе..."я хочу сказать, что подобный вопрос не предполагает такого короткого ответа, требуется более пространное объяснение. А это уже отдельный разговор.
Подлинные чудеса не шумны и самые важные события очень просты.
(Экзюпери)
Даниил хороший человек - ответил на вопросы честно и без позы !
Нооооо, на мой вопрос не был дан ответ. Все, я поеду в Москву и буду спрашиват лицом к лицу!
Сам виноват!
"Про Красоты не надо говорить.Чтобы не плакали те, которым она не дана.
Красота должна быть везде, вокруг и нам в сердце..."
Спасибо Даниилу, что ответил на вопросы предельно чётко и откровенно.
Меня тоже по-человечески тронул ответ,где Даниил говорит о незащищённости актёров.
Иногда просто поражаешься как глубоко Даниил вникает в суть явлений! Его ответы подталкивают к серьёзному осмыслению жизни.( Уж извините за пафос, но для меня это так!)
А я слишком долго собиралась сформулировать свой вопрос, да так и не сформулировала!
Uuuhshiny wrote:Мне бы вот тоже хотелось бы услышать ответ на вопрос Блир про фантастику.
Ответ на восьмой вопрос был частично ответом и на мой, научной фантастики уровня Беляева сейчас практически нет, а фэнтези, альтернативная история и тому подобная литература - это фантастика не научная, а просто сказки.
Мечты - сбываются, желания - исполняются, чудеса - их мы делаем сами, а миром правит Любовь.
По случаю юбилея сайта... Интервью Даниила Страхова сайту DStrahov.com (ноябрь 2024)
Любое копирование и цитирование этого интервью в любых средствах массовой информации запрещено правообладателями
1) Вы более 25 лет в профессии. Если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на пройденный путь, можете ли Вы назвать мастеров, актёров или режиссёров, творчество которых повлияло на Ваше становление? Или Вы учились мастерству исключительно путем собственных проб и ошибок? Теперь, когда Вы сами стали мастером, многие молодые актеры, работавшие с Вами, говорят, что совместная работа была не только интересной, но и полезной, потому что Вы можете и подсказать, и помочь.
Ответ предсказуемый - повлияло всё. И то, что помогало становлению, и, напротив, то, что от него отводило, путало. И последнего было очень много. Несмотря на юношеское недоверие, я все равно, как любой молодой человек, впитывал, как губка. И не всегда то, что нужно. Тем не менее, конечно, это было не только влияние дурное. Весь золотой фонд мирового кино был в моем распоряжении. И далеко не всё, виденное мною в то время, было понято. И принято. Отнюдь. Но прорастало где-то внутри исподволь. В этом собственно смысл системного образования. Молодой мозг поймёт и усвоит от силы 15-20 %. Но запомнит всё. И при должной эксплуатации этот мозг выдаст то, что увидел много лет назад, достанет из закромов, даст проявиться. А если, помимо головы, у человека работала душа, она обязательно откликнется на увиденное и прочитанное много лет назад, провернет это сквозь призму прожитого и пережитого.
Если говорить про конкретные имена, я не назову современников. Из нашего круга, те, на кого смотришь и к кому возвращаешься мысленно и буквально, то есть пересматриваешь работы, это Даль, Олег Борисов, Богатырёв отчасти, режиссер Авербах, Тарковский, куда без него. Но круг этими именами не ограничен. Отнюдь. Мельников, Данелия, .... Если про запад - картины Билли Уайлдера, Кеслевского, Кена Лоуча, Майка Ли, Бергмана, далеко не все, кстати, Голливуд 80х-90х, всех не перечислить, да множество имен. Из нынешних могу назвать Вильнёва и Жан-Марка Валле. Помимо кино, это, и, может быть, прежде всего чтение - проза и, конечно, поэзия - трудно сказать, что важнее. Чтение - необходимость, не только развлечение. Мне жаль молодежь, которая добровольно лишила себя этой привилегии. Потому что чтение - процесс гораздо более активный для ума, чем кино.
2) Недавно Вы сыграли роль И.В. Курчатова. В связи с этим вопрос – прогресс, конечно, невозможно остановить, но как Вам кажется, к чему он приведёт в итоге? Леонардо да Винчи ни с кем не поделился чертежами подводной лодки, которую он теоретически разработал, «по причине злобной природы людей, которые занялись бы предательскими убийствами на дне морей». Как примирить вечную жажду познаний человека и несовершенство человеческой природы?
Если бы знать, если бы знать. Да Винчи не вполне удачный пример, на мой взгляд. Он все-таки человек Возрождения - был любознателен до всеядности и приведенный пример капля в море того арсенала, какой им был придуман. Курчатов - иная эпоха, осознавал личную ответственность за происходящее в науке, но был абсолютно прав в том, что не отступил и не испугался. Нас бы не было, не сумей он аккумулировать работу выдающихся ученых, каждый из которых обладал непомерными амбициями. И это не пропаганда. Его гений смог собрать их вместе и заставил работать много лет по нескольким направлениям, каждое из которых было приоритетно. На пределе возможностей. У него было несколько рабочих столов: дома, в институте, на даче. Если про антураж, на них стояли разные статуэтки, словно говорящие сами за себя. Они смотрели на него, и он не забывал, чем занимается. Это была фигурка дон Кихота, он очень любил этого героя. Я думаю, дон Кихот помогал ему верить, что всё не напрасно и добро не так слабо, как нам иногда кажется, когда подчас опускаются руки. Но Курчатов также любил Мефистофеля, этот образ. И не обольщался на свой счёт. Он прекрасно понимал, какие знания запускает в мир.
3) Бывает ли у Вас так, что антипатия к личности творца сочетается с восхищением его даром?
Бывает. Есть несколько актёров, которые восхищали меня своим даром, но как люди удручали. И надо сказать, что со временем это знание их человеческих изъянов начинает прорастать. И уже не так всё равно, и смотришь на экран, и не можешь уже избавиться от какого-то налета. Тут странная штука. Ведь нет святых. И когда знаешь и понимаешь эти, не всегда приглядные, подробности про безусловно одаренного человека, то задаешь себе вопрос, вернее, вопросы. Во-первых, что есть правда? По себе знаю, что такое молва. И, наверное, главное, если правда, сделал он это с собой или с другими? Мера личной ответственности и совести. Другой вопрос. А судьи кто? Тема сложная. Как в частности нельзя однозначно высказаться по поводу «me-too». За каждым преследованием - судьба человека, который не может доказать свою невиновность за давностью лет, но репутацию он теряет сразу же. Возмездие ли это или способ заработать? Мир теряет остатки разума, и закон почти ничего не значит. Гений и злодейство – две вещи совместные. Думаю, Пушкин это понимал.
По-прежнему считаю, что актёрам лучше помалкивать, и дело не только в интеллекте. Необходим зазор, как между актёром и его персонажем, так и между зрителем и актёром необходимо расстояние. Когда его нет, когда мы все превращаемся в подписчиков друг друга, когда за псевдообщением все равно стоят деньги и контракты, но ты играешь в открытость и доступность, тогда в конечном итоге ты выдыхаешься много раньше, чем мог бы. И уже действительно все с облегчением видят: «король-то гол, ату его в «me too»».
4) Согласились бы Вы или готовы ли Вы сегодня сняться в каком-то лёгком кинофильме/сериале (хороший сценарий по умолчанию)? В «лёгком» - не легкомысленном, но без насыщенного философского содержания между строк. Или после многих сложных по внутренней драматургии героев это для Вас уже невозможно или неинтересно?
Возраст для лёгких комедий уже ушёл, но дело не только в нём. Нет подходящего материала. Были, безусловно, предложения, подходящие под этот формат. Но то ли я слишком многого хочу, то ли от меня хотели иного, но всякий раз эти варианты ни во что не складывались. И скажу честно, ни разу я не пожалел об упущенных возможностях. Вообще, наш кинематограф этим безусловно великолепен. Чтобы пожалеть о чем-то, где тебя нет, - если ты не про деньги, конечно, - надо очень постараться.
5) Даниил, позвольте поблагодарить Вас за роль в сериале «Знахарь». Не кажется ли Вам, что кинообраз доктора Андреева, обычного человека, профессионала, как нельзя лучше подходит на звание «герой нашего времени»?
Не кажется. Но если говорить про 1 сезон, то образ потерянного человека, без роду/без племени, человека ниоткуда, а, значит, без корней,- да, в какой-то степени это всё про нас. Нас вырвали из одной системы и бросили на асфальт прорастать, кто как сможет. Это касается не только моего поколения - 50-летних. Поколение 30-ти летних, то есть следующее за нами, подверглось тоже тектоническим сдвигам. Только, скорее, в обратную сторону. В каком-то смысле им сложнее. Потому что мы всегда знали, что может быть хуже. Они же выросли в парнике. Их родители часто способствовали этому. Но сейчас время семейных оранжерей закончено. И никакие деньги не помогут. Пора думать своей головой.
6) А что лично Вы вкладываете в понятие «герой нашего времени» сегодня? Для Вас это, прежде всего, тот, с кого можно брать пример, или «герой» в лермонтовском смысле, представляющий своё поколение со всеми его проблемами?
Я бы, прежде всего, постарался уйти от школьных стереотипов. Лермонтов, конечно, заложил бомбу в название и без того гениального произведения. В эти дни как раз проходит его юбилей и, благодаря этому, по Культуре показали несколько любопытных передач про него. Достали с пыльной полки, за что каналу большое спасибо. Удивительно, как современно и живо звучит Лермонтов - поэт в, казалось бы, набивших оскомину стихах той же школьной программы. Что касается Печорина, то не уверен, что тема «лишнего» человека, которая сама по себе уже штамп, должна изучаться на школьной скамье. С другой стороны, резонный вопрос: а что тогда на ней, на этой скамье, должно попасть в поле зрения подростка? Не будем углубляться в дебри среднего образования, это все-таки не предмет нашего разговора.
Лермонтов, конечно, в Печорине пошел много дальше обличения язв и проблем своего времени и поколения. Это, скорее, 1 слой. Но говоря о себе, а Лермонтов очень сложно устроен, он вышел далеко за пределы бытописания. И перевернутая хронология «ГНВ» - и ключ, и ребус ко многому внутри повести.
Поражает, сколь многое он успел за свои неполные (!) 27 лет. Но, тем не менее, бесконечно жаль, что так мало. В частности, Лермонтов задумывал роман о войне 1812 года. Можно только гадать, но как знать, если бы он написал свою «Войну и Мир», появился бы этот роман у Толстого спустя 30 лет и каким бы он был тогда?
7) Как Вы относитесь к использованию дипфейков в кино? Например, совсем недавний опыт – Юрий Никулин в фильме «Манюня. Приключения в Москве».
«Я Пастернака не читал, но осуждаю». Мне кажется, это очередной и почти катастрофический шаг на пути к полному неуважению личности. Смысл того, что такое культура, в чем её ценность - сводится к нулю. На фоне демагогий о демократии, свободах и неприкосновенности личности и собственности, в том числе интеллектуальной, чужая жизнь, уже прожитая, но оставшаяся товаром, а, значит, успешная, превращается исключительно в предмет торга правообладателей. Про мораль никто уже не вспоминает.
По-моему, в Японии была такая традиция: люди известные и пожилые, заканчивая свой успешный путь, меняли имена и уезжали туда, где их никто не знал. Чтобы закончить свою жизнь тихо, без фанфар и позолоты. Но всё меняется, и Япония в том числе.
8) В последнее время Вы заняты в не совсем обычном, независимом поэтическом театре, который очень "рифмуется" с временем. А может ли это сейчас "традиционный", стационарный, репертуарный театр? И должен ли? Чего вообще зритель вправе сейчас ожидать от театра? Должен ли театр, на ваш взгляд, подстраиваться под общественную ситуацию/состояние общества/настроение общества или нет? Или театр - место отдохновения от острых социальных проблем?
Мне трудно сказать, кто или что что должен. Не претендую на роль доктора или всезнайки. Если говорить более узко, то вижу себя в том, чем занимаюсь. А, значит, САМи для меня - это поле для творчества и мой круг. Пусть кому-то кажется, что могло бы быть всего побольше и погромче, но... Каждый выбирает по себе, я свой выбор сделал. И если сейчас меня нет в традиционном театре, значит, не совпадает что-то, не рифмуется. Может ли быть по-иному? Да конечно! Но когда это случится, тогда и произойдёт.
9) Сегодня, когда Вы уже давно не начинающий, а признанный артист, поклонники/поклонницы Вас радуют или огорчают? Может ли актёр комфортно существовать без них?
К сожалению, не может. Я так ответил не потому, что плохо к ним отношусь. Напротив. Я им бесконечно благодарен за терпение и, в конечном счёте, принятие меня таким, какой я есть. Я понимаю, что не балую их, а скорее наоборот, держу на голодном пайке. Но тем не менее.
Актёр не может писать в стол. Не может надеяться на то, что спустя 50 лет его откроет новое поколение. Не может утешать себя тем, что, возможно, опередил своё время. Должно быть сопряжение с людьми здесь и сейчас, и это часто, да почти всегда, трагедия. Драма, так уж точно. Актёр не может быть на гребне всю жизнь. Есть примеры долгого успеха, но это либо индустрия, и там уже дело не в человеке, не в его качествах, профессиональных и человеческих, дело просто в деньгах; либо это примеры внутренних потерь и безусловных катастроф в погоне за славой и попытками удержаться на её гребне.
Поэтому, конечно, хорошо бы про это не забывать и при всей благодарности к зрителям за их любовь и внимание, помнить о том, как всё меняется.
10) Может ли талантливый человек лишиться своего дара, и, если да, то почему/за что?
Это сложный вопрос. Я вижу очень много примеров тому. И, в целом, понятно, почему и за что. А как это сопрягается с вышесказанным о гении и злодействе, непонятно. И не хочется рассуждать на эту тему, потому что вроде всё и ясно, но так запутано. В конечном счете, этих людей и пожалеть бы можно, только многие из них вполне успешны и очень многое значат в современном мире. И наша жизнь от них так зависит, что не продохнуть. И вроде внутри шевелится что-то христианское на этот счёт, но одновременно и не утихает нечто глухое, нутряное, что совсем не про любовь и всепрощение. И да, ты в себе это первобытное держишь на коротком поводке, но оно же, возможно, оставаясь на нём, на этом поводке, не даёт тебе отчаяться.
11) Какая литература Вам ближе – современная или классика? А кто из поэтов прошлого или настоящего наиболее близок вам на данный момент?
Наверное, точным ответом будет список поэтов, которых я читаю в своих спектаклях. Впрочем, круг, конечно, шире. Потому что всех со сцены не перечесть. И не все стихи, что называется, для неё годятся. Так, допустим, стихи моего отца слишком коротки для театра. Стихи Геннадия Айги, прекрасного поэта и отца Алексея Айги, сложноваты. И так далее. Причин много - в том, как проходит отбор и сужается круг того, что просится внутрь спектакля.
12) Вы слушаете классическую музыку? Есть ли у вас любимые композиторы? Или Вы предпочитаете, например, джаз?
Больше всего и чаще всего я слушаю Баха. В разных исполнениях и интерпретациях. Это Гульд, Соколов и Перайя, в Гольдберг-вариациях и Французские сюиты.
13) Что для Вас сегодняшнего самое главное в жизни?
Моя семья, мой дом, моя свобода.
14) Есть ли у Вас любимое время года, и влияет ли это как-то на Ваше творчество?
Пожалуй, это время, в котором мы сейчас с Вами находимся. В этом, 2024, золотая осень побила все рекорды. Такого прекрасного времени увядания по красоте и продолжительности я не припомню. Наступает ноябрь и, конечно, зима возьмёт своё. Но эта осень была столь прекрасной, что становится не по себе. За что нам Господь подарил это чудо? Что хочет сказать этим и хочет ли? Или всё уже сказано? И уже не повторится? Но будем надеяться на следующий сезон. И даже сезоны. В том числе и театральные, и прочие, и прочие.
В финале разговора хочу всех вас горячо поблагодарить за то, что так долго вы рядом. Для меня это ценно, поверьте, пусть я и не говорю об этом. Но вот сказал.
Спасибо огромное! Очень интересные вопросы, а уж ответы... Какой же Даниил Александрович разносторонне эрудированный! Каждый раз не устаю восхищаться...
От всей души спасибо Даниилу за это интервью. На самом деле, его надо перечитывать и, как говорится, много думать. Иногда это говорят с иронией, но тут, поверьте, всё совершенно серьёзно.
И очень отозвалось вот это. Очень.
...внутри шевелится что-то христианское <...>, но одновременно и не утихает нечто глухое, нутряное, что совсем не про любовь и всепрощение. И да, ты в себе это первобытное держишь на коротком поводке, но оно же, возможно, оставаясь на нём, на этом поводке, не даёт тебе отчаяться.
Спасибо, спасибо, спасибо, уважаемый Даниил!!!
Прочла на одном дыхании! Потом возвращалась и перечитывала. С момента, когда Даниил запал в моё сердце и в мою душу, я восхищалась его мудростью! Данное интервью только утвердило моё убеждение в том, что именно свойство думать, когда говоришь, умение сказать о многом, при этом никого не обидеть, умение зашифровать, но при этом всё понятно, именно этот талант и покорил меня.
Думаю, что если бы это было видео интервью, то ещё и по глазам можно было бы много чего понять.
Даниил не только штучный актёр, он ещё и штучный человек. У меня есть своё определение таких людей, я их называю Настоящие. Вот для меня Даниил - Настоящий.
Благодаря тому, что мы имеем возможность видеть и слышать таких людей, вера в лучшее никогда не исчезнет!
П.С. Девочки, кто готовил такой сюрприз для нас, огромное спасибо!!!
С 20-летием, любимый сайт!!! В некоторых случаях, 20-летие имеет название, фарфоровый. Наш "фарфор" вышел тонким, изысканным, изящным, но при этом прочным. Продолжаем в том же духе! С праздником, дорогие мои форумчанки!!!
Как всегда, хорошее интервью. Даниил настолько образованный и развитый человек, что, какие слова ни подбирай, этого будет мало, наверное.
Для меня Даниил почти единственный. Из тех достаточно известных, в ком не пришлось разочароваться. Я очень за это благодарна. И за глаза, которые со временем становятся ещё более нездешними. И за то, что делится тем, что в нем есть. И в моменты, когда мне становится нехорошо, я смотрю на него как на ориентир, что ли, какой-то. Это вот если темень-темень, а есть далёкая звезда во мраке. Даже не в смысле знаний и мастерства. А как на душу, где для меня соединилось все то, что я хотела бы постичь. Я так это чувствую.
Большое спасибо за интервью сайту и Даниилу Александровичу. Ощущение мира и гармонии этого человека - пожалуй, самое для меня в нём дорогое. Помимо, безусловно, многих моментов, когда он просто-напросто высказал и мои мысли. Откликнулось.
Потому что чтение - процесс гораздо более активный для ума, чем кино.
Скажу больше: лично я, не будь актёра Даниила Страхова, возможно, совсем не стала бы кинозрителем. Отсутствие телевизора дома в течение многих лет исключает случайный просмотр какого-нибудь фильма, а нарочно искать в интернете - для этого нужно хотеть. Так вот я очень редко хочу кино. Желание смотреть кино - и в первый период знакомства - вызвал во мне именно Даниил Страхов. Попутно узнала многих других хороших актёров и режиссёров, всё же на 90 % кино для меня - это Страхов. А вот книги... в чтении я всеядна - за неимением под рукою шедевра могу прочесть и что-то легкомысленное, скучное, потом компенсируя качественными произведениями. Но на чтение мне, в отличие от кино, никогда не жаль тратить времени...
По-прежнему считаю, что актёрам лучше помалкивать, и дело не только в интеллекте. Необходим зазор, как между актёром и его персонажем, так и между зрителем и актёром необходимо расстояние. Когда его нет, когда мы все превращаемся в подписчиков друг друга, когда за псевдообщением все равно стоят деньги и контракты, но ты играешь в открытость и доступность, тогда в конечном итоге ты выдыхаешься много раньше, чем мог бы.
Горячо с этим согласна. Мы только сегодня говорили с мамой по телефону о том, что про большинство звёзд - её современников и более старшего поколения она начала что-то узнавать (были ли семьи, дети, кто родители, какие отношения складывались с окружающими и т.д.) только сейчас - в эпоху интернета, а раньше даже и не возникало любопытства - мы просто смотрели любимые фильмы, и нам было этого достаточно...
Admin wrote: ↑Fri 01 Nov 2024, 00:02
Как Вы относитесь к использованию дипфейков в кино? Например, совсем недавний опыт – Юрий Никулин в фильме «Манюня. Приключения в Москве».
«Я Пастернака не читал, но осуждаю». Мне кажется, это очередной и почти катастрофический шаг на пути к полному неуважению личности. Смысл того, что такое культура, в чем её ценность - сводится к нулю. На фоне демагогий о демократии, свободах и неприкосновенности личности и собственности, в том числе интеллектуальной, чужая жизнь, уже прожитая, но оставшаяся товаром, а, значит, успешная, превращается исключительно в предмет торга правообладателей. Про мораль никто уже не вспоминает.
Да. Как зритель, скажу, что категорически отказываюсь смотреть такие работы.
И вот:
Пожалуй, это время, в котором мы сейчас с Вами находимся.
Знаю, что он имел в виду не совсем это, но для меня всегда самое лучшее время - то, в котором я нахожусь.
Словом, благодарю сердечно за интервью! Всех благ Даниилу Александровичу.