По пунктам так по пунктам.
Сейчас разберу твои пункты и потом разбор сыгранных актерами личностей на основе сцен и слов в сериале.
DOlga wrote: ↑Fri 11 Feb 2022, 23:51
1. Алексей и Светлана переезжают из маленького южного городка, где они будут сталкиваться с непониманием и осуждением знакомых и сослуживцев, в какой-нибудь далекий северный город. С учетом службы Стрельцова пусть это будет Выборг в Ленинградской области (там как раз есть Морской порт), подальше от друзей и знакомых. Там они пытаются строить жизнь с нуля.
Вот это действительно самый-самый удачный и благоприятный для них вариант. Новое место это еще и новые, совместные впечатления, открытия, совместно учится жить на новом месте с новыми правилами игры.
Однако, даже если не удастся сразу уехать с курортного городка, то у этих двоих достаточно долго все будет очень хорошо.
Чем хорош КЦХ (ну ровно до тех пор, пока не вернулся в стигматизм и не свернул в сторону "Любовь и голуби")? В сериале прописали:
а) человеческие персоналии, личностные особенности, жизненные ситуации, личные выборы и их последствия, не просто те которые мы сплошь и рядом видим в жизни, но из-за социальных догм обсуждаем только шепотом на кухне, а вслух включаем морализаторство исходя из того, что правильно это как у всех, в рамках уже давно изживших себя норм.
Яркий пример жизни как у всех и по правилам, и других в эти правила засунуть, что бы не высовывались и не нарушали привычную картину мира что бы как у всех это Вырин и Мила (несмотря на преступную деятельность Милы). Особенно Вырин. Его фраза - "тебе же мужики руку не подадут"! И отсутствие ответа на простой вопрос "Почему я не могу быть с женщиной которую люблю?". Женским языком это было бы - 17 лет брака. Сиди не рыпайся. Как это так мужчина посмел захотеть большего и лучшего? 17 лет же на него потрачено. Пусть отбывает повинность. И невозможность ответить на вопрос - зачем женщине муж который ее не любит? И тем более не хотят отвечать на вопрос - зачем женщина всеми силами держит узами брака мужчину который ее не любит?
И да, при таком окружении на снова обретенное счастье Стрельцова и Светы, наложился бы шепоток за спиной и прочие вариации общественного стигматизма. Но! Изначально то Света это добровольный выбор Стрельцова (а не по залету), оба раза. И разошлись они из-за подлости и у них хватило сил, бороться за счастье когда выпал второй шанс. Так, как не крути, если уж осуждать Стрельцова и Свету, то осуждать и Веру с Логиновым. Поэтому шепоток вскоре сошел бы на нет.
б) Еще в сериале показали, то что уже все больше и больше людей становится более свободными и думают своей головой, принимая жизнь такой какая она есть. Людей, которые понимают, что, то, что на первый взгляд только плохо, не этично, аморально, может на самом деле быть спасительным выходом.
Тут пример Максютины. Они хоть и играют в образцовую семью на публике, потому что так принято. Сами они прекрасно знают какие, бывают погремушки в песочницах и не осуждают. Скорее порадуются смелости, тому что Стрельцов и Света в открытую, честно, начали жить своей жизнью.
Сюда же можно отнести тысячи мужчин живущих в многолетних, но никаких браках, они точно встанут на сторону Стрельцова, хотя бы потому что он смог. Женщины, которые видят мир дальше черного и белого и того факта, что раз 17 лет брака, то 17 лет брака и никак иначе, тоже встанут на Светы сторону. Потому, что рискнуть всем ради того, что ты хочешь это заслуживает уважения.
Жизнь в том же курортном городе, не лучшее для пары Стрельцов Света на мое имхо по другой причине. В этом городе Стрельцов уже состоялся в социальном плане, и тут Свете скорее надо будет его догонять, а она пол жини себя не реализовывала выбрав самое безопасное решение. Поэтому вместо совместного движения в одном направлении, тут скорее то, что Света которая и так пол жизни боялась жить, наделает глупостей. Истерики закатывать не будет. Но скорее будет слишком сильно стараться поспеть за Стрельцовым, что случится другая классика. Это когда после ЗАГСА в жизни мы получаем не того партнера с которым вступали в брак.
DOlga wrote: ↑Fri 11 Feb 2022, 23:51
2. Создают гедонистический вид семьи. Это когда мужчина и женщина уже имеют детей ( в нашем случае взрослых и от разных браков) и все их планы сводятся к получению от жизни максимального удовольствия. Короче, живут для себя. Стрельцов служит, Светлана устраивается в какую-нибудь Студию флористики и дизайна и занимается оформлением интерьеров/созданием букетов (а куда ее еще такую деть?). Дама она со вкусом, что сразу же оценят на новом месте, новая жизнь увлекает, она чувствует себя нужной да еще и любимой. Давить на Стрельцова и устраивать истерики, что ей хочется красивой жизни, Светлана точно не будет. Это не типаж взбалмошной, капризной дамочки, помешанной на нарядах и украшениях. Такой вывод из эпизода фильма когда дочка демонстрирует ей кучу купленного добра, а Светлана ее иронично подкалывает – не много ли, и еще что-то о нескромности говорит (плохо уже помню). У новой семьи - новый круг знакомых, новые друзья.
Вот тут согласна со всем и особенно с остро подмеченным моментом, о том, что нам показали особенности Светы характера и ценностей и не будет истерик на тему красивой жизни. С этого аспекта от себя добавлю, что как раз из-за того, что нам показали я бы не удивилась, что Света пошла бы на какие прикладные курсы (от Биржи труда например) - бухгалтера или еще кого. Помнишь момент когда Логинов ее пугал тем как она будет жить с менее обеспеченным Стрельцовым, особенно если того понизят в звании? Как актриса хорошо сыграла осознание такой перспективы, плавно переходящую в решимость, что ради жизни с любимым она сама готова меняться, работать и так далее. Она же в Москву согласилась лететь не от страха работать, а от страха того, что Логинов мало того, что применит связи и взятки, чтобы Стрельцова засадить на максимальный срок, так еще и в тюрьме его достанет.
Так что при условии нового места, совместный рост и новый совместный опыт это точно залог здоровых и крепких отношений.
Про детей. Я вижу еще один вариант. По законам природы (а с ними сложно спорить) мужчины в принципе всегда хотят детей, как таковых, а если еще и от любимой женщины, так тут вообще прям всеми фибрами. Тем более, что эмоциоанльно-психологические пики, на тему "хочу детей" у них в возрасте от 18 до 23\25 лет - тогда они прям очень хотят семью и детей (при этом то, что они полноценно гуляют студенческую\юношескую жизнь не идет в разрез с этой сильной внутренней потребностью. Кстати именно в этот период их очень легко так или иначе дотащить до ЗАГСа) и после 40-45. Они то все еще могут. И тут начинают хотеть детей уже более осознанно. Даже если уже есть дети, все равно хотят еще, что бы пройти этот путь уже не только на эмоциях. А в нашем случае, тут еще и любимая женщина. Так что не удивлюсь и детям в их союзе.
DOlga wrote: ↑Fri 11 Feb 2022, 23:51
Бурно прожитый кризис среднего возраста, со страстями и дуэлями, остался позади. На смену остроте чувств, пришло спокойное взаимопонимание. Развиваться, расти и взрослеть психологически, а это им обоим нужно, самодостаточным людям что может помешать? Но это все будет возможно, если принять за вариант то, что все 17 лет любовь таки была.
То, что именно любовь там таки была на самом деле, нам показали очень четко. И не сколько признаниями в любви, сколько поступками. Ну и тем как актеры сыграли как их персонажей трясло, выворачивало и сносило даже физически.
Кризисы среднего возраста это социальный миф, которым описывают или упрекают людей у которых хватает сил и смелости изменить свою устоявшуюся жизнь, если им это надо. Взять от жизни, все что не успели или не могли. Оставить позади то, что уже свое отжило и что скорее тормозит их нежели олицетворяет стабильность. Очень часто психологически\эмоционально сложно, если не сказать - банально страшно, оставить то, что доказано стабильно, уйти из условий где все привычно и ты всегда знаешь, что делать и рискнуть шагнуть в неизвестность, даже если и голова и сердце этого просят.
Теперь о том где и почему нашим героям надо расти как личностям. Потому как из того, что нам показали, паспортный возраст у них не совпадает с эмоциональной зрелостью.
Стрельцов.
Тут прямо с самого первого кадра начинаются вопросы. Отрешенный о мира Стрельцов бежит и реакция на поздравление о повышении скорее недоверие, чем предвкушение. Дома. Я не знаю режиссерская ли это задумка так выстроить кадр или это так вжившись в эмоциональные состояния и особенности характера сыграли актеры, но язык тела и движения очень ярко показали Стрельцова на фоне домашних выступающим как элемент мебели, а не как муж, мужчина, человек. (Я тут прям обалдела от потрясающей актерской игры Даниила Александровича, это же надо еще суметь стереть, убрать из себя все мужское, подавить в себе какие-либо эмоции и стать просто частью декора кухни). Ровно до того момента пока сын без спроса надел пулю, нам было показано: стол, стул,кухонные шкафы, холодильник, Стрельцов. Они все сливались в одно. И этот человек на грани повышения? Там вне пули, вообще человека нет. Лично мне показался, ярким и любопытным момент - отсутствие родителей Стрельцова, хоть каким либо образом. Где звонок\смс с поздравлением? Или где разговор с родителями после не получения повышения? Додумывать эту линию не стоит, просто нам явно дали понять, что присутствия и\или поддержки родителей в жизни Стрельцова нет, зато есть превалирование тестя (я же не зря какое-то время назад писала, что не удивилась бы если бы и машину ему тесть купил, чтобы добавить в список чем Стрельцов должен быть по гроб жизни обязан и благодарен жене), а это как ни крути говорит о том, что многие решения в своей жизни Стрельцов принимал не потому, что что-то хотел, а потому что должен был соответствовать условиям в которые его поставили. И вот когда он все таки вышел бы из этих условий выбрав жизнь со Светой, ему бы пришлось искать новые механизмы принятия решений. А это страшно, боишься ошибиться. Нам конечно показали интеллект Стрельцова, но при этом он же согласился на 2ю дуэль. Так что в случае со Стрельцовым новая жизнь это минное поле и пока он научится балансировать между эмоциями и разумом, сглаживать острые углы в совместной жизни это к Свете. Тем более, что Стрельцов 17 лет молчал на Веры напор и манипуляции, а со Светой молчать у него не получится. А если получится то это как раз таки признак того, что не развивается он и отношения рухнут.
Далее, нам показано-рассказано как Вера его заполучила и держала 17лет (я не буду заново перечислять все ее приемы психологического насилия и манипуляций якобы принятием, якобы заботой и внушением чувства вины и благодарности играя на его порядочности и благородстве). Смотрим на показанные их совместные фото семейной жизни и - не верим. Вот вроде все очевидно. Многолетний брак, совместные фото всех периодов, некоторые даже с улыбками, а мы считываем язык тела, микро мимику, общую энергетику запечатленную на пленке и прочее и не верим. Ни улыбкам, ни держанию за руки, ни совместному позированию. Не верим и все тут. (Кстати актеры очень тонко сыграли и эти моменты даже для псевдо фотографий). И такая жизнь не могла не оставить отпечаток на Стрельцове. Иными словами как специалист он рос и развивался. Как мужчина и как мужчина партнер? Нет. 17 лет он был только служивым и марионеткой жены (а это говорит о той самой незрелости). В нем как раз скопилось все нереализованное за эти 17 лет (был бы не маленький город и мог бы изменять жене, картина не была столь печальной). Максимум реализации, нормальных мужских потребностей, это флиртовать с подозреваемой.
Вспоминаем ужин на веранде? Вместо планов на будущее, Стрельцов возвращается в прошлое и вспоминает какими бывают отношения с женщиной. Он как бы нащупывает отправную точку, что бы вообще вспомнить какого это быть мужчиной и на, что этот мужчина способен. И вот при раскладе, если бы он остался со Светой ему нужно очень быстро не только вспомнить какого это быть мужчиной (а не только подполковником), но еще и вырасти из мальчишеских штанишек (так как Света только учится не боятся жить и любить, а эти все гиперболические решения - поступки Стрельцова могут снова напугать страуса) и наконец таки найти баланс того кто он как цельная личность.
Сценаристы, хоть в одном сжалились над Стрельцовым. Поступки и слова Светы, насколько это вообще в природе и человеческой психике возможно, начали исцелять фактор боли, предательства и отвергнутости любимой женщиной, а в первых сериях ему еще и на ее жизнь\отношения с другим пришлось смотреть. А это мягко говоря больно и травмирующе. Но это не отменяет глубинных страхов, которые в нем могли остаться, а эти страхи будут порождать страх что-то сделать в будущем.
Все это возможно и это было бы здорово для Стрельцова.
(Вернемся к сериалу буквально, а не к обсуждению гипотез счастливого конца. Вот раз Стрельцов вернулся к Вере, то единственное реалистичное (а не как нам показали) объяснение, что вот этот самый глубинный страх от боли предательства, отвержения любимой женщиной, да еще и в купе с травматическим опытом когда у него на глазах она была с другим помноженные на 17 лет когда его ломала другая женщина.....и все. Не хватило смелости столкнутся с раскладом после дуэли и сделать еще один рывок в борьбе за счастье и на его эмоциональном кризисе снова сыграла Вера. Передавила, манипулировала, доломала и намертво привязала к себе).
Света.
Сценаристы в ее линии выбрали интересный подход раскрытия личности. Сначала нам показывают социальную маску которую она на себя нацепила за 17 лет жизни с Логиновым. Этакий всеми ожидаемый стереотип, что еще в 21 веке можно ждать от красивой женщины вышедшей замуж за человека социального статуса Логинова. Хотите красивую, ветряную куклу? Получите. Но если в случае Стрельцова, после их встречи спустя 17 лет, у него случается катарсис, эмоциональная революция и только начало перезагрузки, то для Светланы эта встреча, как раз стала толчком перестать боятся и начать жить, начать принимать решения, брать ответственность, перестать просто существовать в клетке. Мы в каждой серии видим процесс принятия решений не только словом, но и делом. Риск белого танца. Необходимость объяснится со Стрельцовым перевешивает последствия (а она знает, что они будут) от Логинова. Само объяснение, конечно оставляет желать лучшего и вообще как то не особо оправдывает побег. НО! Последующее признание в любви, все таки говорит, о том, что в ее истории есть, что-то гораздо большее чем можно успеть сказать за белый танец. Тот риск на который она пошла и с танцем и с признанием и с объяснением, как раз таки говорит (помимо актерской игры телом и эмоциями) о том, что и у нее за эти 17 лет любовь к Стрельцову всего лишь была засунута глубоко-глубоко и никуда не делась. Далее в сериале нам по крупицам объясняют и показывают ее психологическую незрелость. Начиная от того, что даже съесть или не съесть мороженное, она рационализирует и взвешивает и принимает безопасное решение даже если это не то, чего она хочет. Позже будет монолог дочери о том, что она наизусть знает, что Света скажет о том что серьезно и стабильно, а что нет. Из множества таких моментов, мы понимаем, что Света просто боится жить. О том, что Света боится своих же чувств и того шквала чувств который испытывает к ней Стрельцов, показано в двух моментах очень ярко. Первое это когда она начала все таки выпытывать у Логинова правду о событиях 17летней давности. Но все таки не до давила, не стала дожимать. Испугалась таки. Особенно того, что дальше. (То, что потом она заговорила об этом со Стрельцовым это иное. Там вся сцена, начиная от того как они смотрели друг на друга когда она за ним приехала, до игр в гляделки, трясущиеся у них двоих руки, резкие движения....это уже когда никакие страхи, никакие обиды, ничего не важно. Это когда гори оно все синим пламенем). Второй момент это на пристани, когда они встретились. Началось то все с «как же долго я тебя ждала», а закончилось «дай мне время». Надо отдать должное, что после встряски местью Логинова засунувшего Стрельцова с СИЗО, Света уже была готова к разводу. Потом в разговоре с Верой, нам открывается история детства Светы и становится понятно откуда у нее такие страхи и поступки. И очень жизненно и логично, что бы выйти из с детства заложенных паттернов и перебороть свои страхи нужны более острые ситуации на грани потрясения. Психопатические выходки Логинова как раз таки подстегнули Свету к росту, вместо того, что бы доломать ее. Чем больше он ее запугивал (пока не касался Стрельцова), тем больше в ней и на эмоциональном и на интеллектуальном уровне начинался рост. Уходили страхи и формировались решения поступать не как безопаснее и рациональнее, а как надо для того, что бы жить как ты хочешь. Она была готова ждать, работать, отказаться от легкой жизни.К которой и так была достаточно равнодушна.
То как закончилось? Если мы берем то, что она с дуэли ушла с Логиновым, то тут очень четко было показано, что она настолько любит Стрельцова, что выбрала его жизнь и безопасность вместо совместного будущего. Это кстати тоже показатель того, что у нее процесс роста и развития идет полным ходом. Но! К сожалению, что будет если из этого уравнения убрать Стрельцова? Ну вот видимо нам и показали страуса с головой в песке в конце фильма. Хотя все равно конец совсем не жизненный и не реалистичный. А вот оставшись со Стрельцовым? Тут все таки были бы качели, то прорыв (в поступках и решениях) то в кусты боясь собственных чувств и решений. И это в паре со Стрельцовым у которого после 17 лет заточения в браке все мало того, что бурлит, зашкаливает и выплескивается как Ниагарский водопад, так еще и не вернулась целостность личности. Как быть влюбленным мальчишкой он помнит, как жить любящим и тем более любимым мужчиной, он даже не знает. Не забываем тут еще о все еще заживающей душевной ране от предательства и отверженности любимой женщиной. И вот если внезапный момент когда Света опять испугается наложится на шрам от этой раны, то тут ой. Тут не известно, как и во что это у Стрельцова выльется. Тем более, что наблюдал ее отношения с другим своими глазами и хоть снова любимая женщина выбрала его, невольно от случая к случаю он будет сравнивать отношения и если не неосознанно соревноватся, то сомневатся в себе точно (на первых порах) будет. А Света не Вера, она играть на этом не будет. Она в такие моменты банально растеряется и сядет ровно на попу не зная что делать.
Так что несмотря на то, что Света и Стрельцов не просто друг друга любят, они еще и друг другу нужны что бы развиваться и расти, а не остаться психологически незрелыми инвалидами. (Какими их показали в конце сериала). Но путь, как все стоящее и настоящее в этой жизни был бы не простым.
Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
Что такое талант? — Душа.