Ни капли не устала, не напугана, не разочарована. Сразу был вихрь эмоций и выброс адреналина, а сейчас – стойкий душевный подъём (для меня это – обычное состояние, но после сериала градус чуть поднялся) и
vak wrote:у меня после просмотра последних двух серий полнейшее умиротворение. Сегодня с утра хожу, как однажды Алина сказала, с блаженной улыбкой на лице
- это и про меня!
Сформулировать было сложно, т.к. фильм неровный и сумбурный. Отзыв получился такой же... Делюсь тем, что получилось выразить словами:
https://otzovik.com/review_9332108.html
Отзыв: Сериал "Про Веру" (2020) - «Прыжок над пропастью» для меня удался
18.01.2020
ДОСТОИНСТВА: Живые, настоящие отрицательные персонажи. Даниил Страхов и Игорь Скляр. Роскошная работа оператора и музыка
НЕДОСТАТКИ: Они есть и их немало.
Приветствую вас, уважаемые читатели моего отзыва. Так редко смотрю кино, что не знакома ни с одной историей об обманутой Золушке, угодившей в тюрьму и решившей отомстить. Пришла и мне пора за этим понаблюдать.
Первым ощущением моим стала какая-то космическая пустота и отчуждённость от происходящего. Но я не отнесла это к минусам. Просто картинка была порой настолько завораживающе красивой - операторская работа здесь меня восхитила, - что создавалось впечатление отрыва от действительности. Настроению этому очень способствовала музыка - работа звукорежиссёра и композитора здесь для меня тоже на высоте.
Мне бывало любопытно, когда на работе в выставочном зале посетители требуют от произведений живописи и графики, чтобы они были «как настоящие", т. е. походили на фотографию, с точностью копируя натуру ("Хочу как у Шишкина!"). Никогда не ждала этого ни от одного вида искусства. В том числе и от кино. Не ищу в фильмах и сериалах житейского, бытового, юридического и проч. "правдоподобий". От меня не услышите: "В жизни так не бывает!" "Это - чистой воды вымысел!" Потому что, во-первых, безусловно, - вымысел, а во-вторых - в жизни бывает всё.
В сериале я увидела большее, чем предостережение "не верить принцам на белом коне", "не брать сыр из мышеловки" и "не обижать бедных девочек, ибо они могут отомстить". Это и так ясно.
Прекрасно понимаю, что путь от замысла до его воплощения не всегда венчается успехом. В моём случае связующим звеном между идеей любого фильма и тем, как я её поняла, является любимый актёр.
Я не из тех, кто способен терпеливо смотреть, если скучно или противно. Не люблю смотреть, а потом ругаться. Здесь мне было интересно наблюдать за некоторыми персонажами и ощущать атмосферу, в которой они проявляли себя.
Далеко не всё удалось. В фильмографии любимого актёра это – не лучший проект. Но и не худший. По сравнению с сериалом "Сашкина удача", с детективом "Леди исчезают в полночь", Сериал "Про Веру" не вызвал ни особого раздражения, ни - тем более! - скуки. Многочисленные минусы для меня уравновесились огромными плюсами.
Минусы:
1. Совсем не понравились: подруга Веры Василиса, брат Сергей и его одноклассница. Особенное отвращение вызвал брат. В некоторых эпизодах (вспомнились слова Даниила Страхова в интервью о "Макбете") он, что называется, "стоял с алебардой" (в последней сцене с депутатом, на благотворительном вечере, например). Чтобы не давать воли досаде, старалась просто отстраняться, видя их на экране. Ну, и в моей (зрительской) истории они были лишними: сериал бы выиграл от их отсутствия, стал бы компактнее (вполовину короче – не страшно) и острее.
2. Отсутствие внятного положительного героя. Одиноко и беспомощно смотрится следователь (вполне симпатичный актёр Александр Кудренко). Все лучшие персонажи сосредоточились «в команде Максима»: друзья, жёны, дети и… сама Вера…
3. Наверно первых двух пунктов не было бы, если бы все центральные актёры были одного уровня. Меня не разочаровал сценарий: из этой истории можно было бы создать нечто гораздо более жгучее, чем вышло, если бы все актёры справились со своими ролями.
4. Финал логичен только относительно «врагов» главной героини. Абсолютно не верю в будущее оставшихся в живых. Может, я чрезмерно кровожадная, но предпочла бы не оставлять никого...
Нелогичности, нелепости, неточности деталей, т. н. "ляпы" не замечаю почти никогда, отчего такого рода минусов назвать не могу.
Веру Панфилову (главная героиня) отнесу и к минусам, и к плюсам. Она произвела на меня положительное впечатление, была вначале хороша во всех совместных сценах с Даниилом Страховым - он умеет, я много раз наблюдала такое, создавать общее энергетическое поле со своими партнёршами, помогая им "светиться". Иногда в романтических сюжетах актрисе в паре с ним достаточно быть милой (как в драме "Исаев", например) - остальное он сделает сам. Но здесь требовалось гораздо большее, и в этой роли Вера не убедила меня... Составить равноценную по накалу пару такому персонажу, как Максим, в моём представлении могла героиня внутренне более пластичная, более тёплая, не такая прямолинейная, в большей степени женщина, разбуженная, обманутая, раненая, потому - опасная. Здесь нужна была актриса более опытная, тонкая, способная показать болезненное притяжение и противостояние Веры и Максима, которые так гибко, на полутонах от жестокой ярости до желания, получилось выразить Даниилу. Думаю, в 25 лет Вере эта роль просто была ещё "не по плечу", они слишком в разных с Даниилом "весовых категориях"...
К плюсам (на мой, крайне субъективный, взгляд "диванного критика") отнесу следующее:
1. Непередаваемо мощная игра великолепных актёров Даниила Страхова и Игоря Скляра, для меня ставших солью этого сериала. После моего долгого зрительского перерыва в 2016 году И. Скляр порадовал меня в "Семейном альбоме" (где и Даниил исполнил замечательную роль), и здесь он был в ударе. Они оба, по сути, сделали этот проект. Своим высоким мастерством, своей пронзительной игрой. Я смотрела сцены с депутатом - и видела, как он внутренне оседает от обрушивающейся на него беды, и мне в те мгновения было всё равно, какой он плохой...
Выбор именно Даниила на главную роль - основная удача авторов сериала. Очень эмоционально, нервно, на пределе возможного, он изобразил человека опасного, чувственного, страстного, язвительного, провоцирующего, обладающего той самой гипнотизирующей, подчиняющей себе холодной красотой, которая почти не оставляет шанса сопротивляться. В начале, ещё спокойный, заражающий хорошим настроением, он напомнил мне кота - большого, красивого, ухоженного, нежащегося на солнышке хищника, ни на миг не спускающего зажмуренных от удовольствия глаз со своей жертвы. Потом я увидела человека, которому постоянный стресс доставляет, видимо, такое же наслаждение, какое его друг находит в кокаине и... Потом - дикое одиночество, саморазрушение, потеря опоры и равновесия, неспособность убить в себе невесть как возникшую любовь, утрата смысла жизни… И в каждый миг веришь ему, видя, как за деланной улыбкой и смехом, за исполненными самолюбования и сарказма репликами скрывается готовый на всё раненый зверь.
Насчёт так многими замеченного «синего костюма»: что Даниилу очень идёт этот цвет, я заметила ещё в детективе «Ловушка», и, может, выбирая костюмы для образа рокового красавца, создатели сериала «Про Веру» остановились на разных оттенках неба не случайно?
Пришлись по душе незнакомые прежде Артур Ваха (прокурор) и Денис Синявский (Леонид, друг Максима), приглянулась интересная, выразительно юная Мария Антонова, исполнившая роль старшей дочери Максима.
2. Атмосфера.
Наблюдая, как в серые будни главной героини Веры врывается взрослый мужчина, словно сошедший со страниц романа, "спасая от рокового шага» и демонстрируя полную неспособность сдерживать пожирающую его страсть, я, кажется, даже и не зная заранее, чем всё обернётся, приняла бы происходящее за сон. Авторы фильма, по-моему, всячески это подчёркивали: настолько яркими, чересчур чёткими - до рези в глазах - были эти поражающие воображение картины залитого то солнцем, то ночными огнями Санкт-Петербурга, представшего здесь в самом сказочном своём, самом праздничном облике, так много всего - эти полёты над городом, танцы на теплоходе, эти жаркие ночи вдвоём - обрушилось на ничем не примечательную скромную девушку, что иначе, как сном, это быть не могло.
Я не слишком сильна в жанрах, не искушена киновпечатлениями, но постепенное превращение волшебного, волнующего сна в ночной кошмар напомнило мне чем-то триллер: всё вроде бы складывается прекрасно, но небо над Верой и Максимом покрыто грозовыми тучами (этот свинцовый небосвод над Питером был таким красивым!), а всегда спокойный и улыбающийся "принц" вдруг пугает вспышками красноречия, говоря о "крыше", а дальше - тёмный кабинет и сейф, полный денег, его исчезновение и появление на горизонте фигуры следователя...
3. Отсутствие бытовых и прочих подробностей. Стремительность, резкость.
Даже то, что в сценах близости (а их было нарочно много) не оставалось времени для долгих взглядов и нежных слов, показалось мне уместным. Это не была любовь - была именно страсть. На первый взгляд, неискушённой девушке, какой была на тот момент Вера, трудно отличить влюблённость от страсти, но она сама в минуту, когда могла быть только собой, произнесла не "Я тебя люблю", а "Ты мне подходишь", нечаянно обнажив свою суть и суть своего отношения к Максиму.
4. Раскрытие сущности героев, лживости и черноты их мира.
Когда Вера произнесла: "Они сломали мне жизнь" о людях "за стеклом", я подумала, что гораздо раньше они сломали свою. За красивым фасадом их роскошной жизни - страшная пустота, безысходность. Холодные, жёсткие, равнодушные, скатывающиеся каждый в свою пропасть мужчины, для которых смерть - не наказание, и глубоко несчастливые, измученные женщины. Люди - без будущего.
Но и Вера - такая же. Это не деньги и власть делают людей плохими. Это люди, выбирая ложные ценности, вставая на путь разрушения, делают деньги и власть злом. С первой серии я отметила в главной героине что-то разрушительное и хищное. Не противоположности притянулись - они с Максимом похожи тем, что их влечёт опасность, неизвестность, драйв. Действительно, "ты мне подходишь". Это всё было опасной игрой: дать ей код от сейфа, потом бесчисленное количество раз "вычислять её, ловить и упускать". Возвращать украденные ею деньги он не спешил - ему не хотелось, чтобы между ними прекращалась связь.
А женщина, способная, не пытаясь узнать мужчину, не любя, пойти на поводу инстинкта, потом ненавидящая и желающая уничтожить, но продолжающая удовлетворять свою страсть, уже имеющую вкус крови, которая вовлекает в свой жестокий план близких людей, не задумываясь, что может тоже "сломать им жизнь", изначально является носителем тех импульсов, которые встреча с Максимом в ней разбудила.
Я не увидела в персонажах ни капли недостоверности. Они ведут себя непоследовательно, нелогично, нелепо, но именно так ведут себя люди к гибели и в реальной жизни. У нас же, зрителей, есть возможность, раздражаясь и злясь, посмотреть на это со стороны. И я благодарна, что, вызывая это раздражение, неприятие, критику в свой адрес, создатели сериала попытались до нас достучаться. Ведь именно такими нелепыми и тупыми мы выглядели бы, если бы во всех неурядицах, в которых виним окружающих, посмотрели на себя со стороны.
5. Напомнили, что месть («под любым соусом») – такое же зло, как и то, что её породило, что любой самосуд – свежее звено в цепи преступлений. Что за создание всех событий в своей жизни несём ответственность мы сами, что эта ответственность даёт нам власть и контроль над судьбой, что, только осознав её, мы можем что-то изменить к лучшему, перестав зависеть от злой воли других людей, а ложное представление о т. н. «справедливости и возмездии» может привести только к вседозволенности и гибели.
6. Меня как холодной водой окатило, когда я услышала слова Максима: "Всё происходит по чуть-чуть". Я в течение нескольких серий думала об этом, а он это произнёс... Невозможно защитить детей от зла и грязи, как ни любишь их, даже отгораживая их от себя, обрекая себя на одиночество, если ты сам являешься носителем скверны. И здесь речь не только о людях, подобных Максиму. Не только потомственные преступники «портят» своих детей. Речь о двойных стандартах вообще. Когда родители разделяют: "это взрослым дозволено, а детям - нет", когда отец может, не краснея, смотреть "контент для взрослых", при этом вешая на детей своих ярлык "Святое" и т. д. Ведь это всё есть во множестве семей. Не с таким размахом, как в фильме, но здесь всё нарочно возведено в N-ую степень, доведено до абсурда. А на самом деле, "по чуть-чуть" родители разрушают чистый и светлый мир своих детей, их благополучие, которыми дорожат так, что готовы убить посягнувшего на эти святыни. Именно родители ответственны за то, что вырастают "такие девочки", как Лена и как Соня.
Максиму казалось, что, любя детей на уровне инстинкта, стремясь создать для них материальные блага, не выбирая средств, он мог их оградить от той черноты, которой полна была его жизнь, но это - иллюзия, и его собственные пороки однажды проснулись в его ребёнке...
7. Отсутствие разделения на "чёрное-белое". Из-за того, что отрицательных изначально персонажей играют актёры более сильные, т. н. "злодеи" вызывают гораздо больше сочувствия, чем их противники. Нарушая закон по-крупному, преступая все принципы морали, они порой бывают более человечны и более правдивы. Вера, которая пострадала ни за что, в жажде мести своей не щадила детей... Зато и она, и брат её - мастера говорить громко: «я любила его!», «я отсидела!» "Серёжа - воплощение любви", "я тебе всё готов простить", и пр., как будто, потребляя чужое на своём кривом пути, они вправе кого-то судить и прощать. Но я уважаю Леонида за то, как он вёл себя с Соней, даже когда возникла для него угроза, как он стремился неуклюже, утонув во лжи, но создать для жены иллюзию нужной для её эмоционального и психического здоровья "доброй сказки". Я в первый раз заплакала, когда Анатолий Васильевич в 6-й серии говорил с женой. Как и, в последней серии глядя на Максима, различала за их внешней, уже почти непроницаемой, оболочкой внутреннего Человека, который никак не мог пробиться, высвободиться, спастись. Они были более правдивы и честны с самими собой, в отличие от Веры. То, что Максим не питал иллюзий относительно себя, подтвердили его слова, что он "не хотел портить детей". За одно то, что люди признают себя теми, кто они есть, я уважаю их больше, чем рисующихся за чужой счёт "жертв".
Я благодарна за это прекрасным актёрам. Я не знаю, из каких глубин они вынимают такие чувства и эмоции, чтобы через своих персонажей заставить все эти страдания, боль, растерянность прочувствовать зрителей, словно делая нам прививку от нелюбви и бесчеловечности.
В сериале много любопытных для меня эпизодов. Знаковый для главных героев мост, соединивший и разделивший Веру и Максима. Эпизоды с участием семьи, особенно детей, когда на время забываешь об истинной сущности Максима, но возвращаешься «к реальности», видя, каким способом он «защищает от опасности» свою дочь…
Ещё забавно было смотреть, как Вера заявилась на "бабское чаепитие" в вечернем наряде, демонстрируя контраст между беспросветными буднями домохозяйки и женщинами, у которых "каждый день - праздник", как несчастливая незамужняя рассказывает несчастливым замужним "сказки отпетых феминисток".
Все сцены с участием Даниила Страхова – как отдельный фильм, последние серии которого он буквально вытащил на себе в одиночку.
Я не могу критиковать этот фильм за то, что в нём слишком много неприятного и раздражающего. Потому что часто ли люди и вправду движимы любовью, а не потребительским "хочу"? Часто ли мы бываем действительно хорошими жёнами и мужьями, родителями, братьями и сёстрами, друзьями? От многих ли "благ" мы готовы отказаться ради мира и чистоты в душе? В фильме, как не в "копии реальности", а в художественном произведении, это всё показали концентрированно. Сгустили краски, смешали их, но ни в чём не соврали. Да мы в раю бы жили, будь каждый из нас чист в помыслах, мудр, осмотрителен и ответственен. Разве так уж мало вокруг людей, где-то свернувших не на ту дорожку, подчинившись низменным побуждениям и не совладав со своими страстями?
Достоинством данной роли Даниила Страхова является для меня то, что в этом персонаже я до конца не видела самого актёра - не было присущих ему чистоты и тепла, которые, просвечивая сквозь жёсткую и чёрную оболочку некоторых иных его отрицательных героев, заставляли меня переживать за них не меньше, чем за положительных. Здесь он сумел максимально "отойти в сторону". До последней серии, когда, сорвав с героя своего все маски, снова заставил меня заплакать.
Недавно я с опаской приоткрывала для себя мир его «отрицательных ролей», ожидая в себе протеста и дисгармонии, борьбы с неприятием и неприятия борьбы... Но первая же внушительная его работа подобного толка, с которой мне удалось познакомиться, - в фильме "Дети Арбата", очень меня обнадёжила, а посмотрев отрывок сериала "Ленинград 46" с его участием, я почувствовала, как в моей душе воцарился мир. Большое воздействие оказало на меня наблюдение за тем, как реагируют зрители на потрясающую его работу в спектакле А. Яковлева "Макбет".
Ролей отрицательных у актёра немало, но их не надо много: на сотню ясных дней ненастья и недели-двух довольно, чтоб ощутить, как дорого безоблачное небо. Хотя роли ему одинаково блестяще удаются любые, но предпочтение - случись мне выбирать - отдам (с крошечным отрывом) всё-таки положительным. Во всех историях, где он играет негодяев, с присущими ему размахом и убедительностью, я, увы, не встретила равнозначных положительных персонажей, которые бы сбалансировали впечатление. Созерцая "на стороне зла" и красоту, и силу, и энергетику, ощущаешь, что "тылы добра" остаются незащищёнными, и мне, как зрителю, «некуда идти», не к кому "приклонить голову"...
Конечно, я вновь посмотрю «Про Веру» - когда первые эмоции улягутся, но скорее мне захочется вернуться к фильмам «Знахарь», «Исаев», «Принцип Хабарова», «Инкассаторы», «Немец», да есть ещё и неизвестные мне прежние работы…
Даниилу всегда есть, что сказать о Любви: не исчерпать её возможностей, всех лиц её не разглядеть, всех слов не высказать, уверена - здесь ждёт ещё нас много волшебства, но те моменты, когда он словно ставит тебя на край пропасти и говорит: "Прыгай!" - им тоже, к счастью, находится место, и от этого драйва невозможно отказаться. Этим прыжком над пропастью стал для меня данный сериал.
Так как я высокого мнения о себе и очень высокого мнения о любимом актёре, факт, что он счёл эту работу достойной своего внимания, а мне она понравилась, даёт мне возможность, несмотря ни на что, поставить сериалу высокую оценку.