Наверное, это сюда?..
Вчера, 23 августа, исполнилось 110 лет со дня рождения актёра Лаврентия Масохи.
Помните знаменитое:
-Штирлиц идёт по коридору.
- По какому коридору?..
- По нашему. Штирлиц идёт по нашему коридору.
- А куда он идёт?
- ???
Как и все, я помнила это с детства. Но никогда не знала, что актёр, сыгравший Шольца, не дожил до выхода фильма на экран. Его фамилия в титрах не была обведена рамкой, как это обычно делается. И, конечно, я понимала, что теперь его, вероятно, уже давно нет в живых, но никогда не думала, что он умер ещё во время съёмок.
Я знала, что в знаменитом довоенном фильме Леонила Лукова "Большая жизнь" он играл "вредителя". Слышала, что именно он впервые исполнил песню "Спят курганы тёмные", и она сразу стала популярной, несмотря на то, что в фильме её пел отрицательный персонаж. Но не допытывалась, и фильм не смотрела. И только пару лет назад случилось так, что я посмотрела "Большую жизнь" и прочитала, и посмотрела многое, связанное с её создателями.
"Вредитель", несмотря на то, что он был действительно вредитель, оказался в исполнении Масохи не совсем одномерным, как можно было бы подумать. Сын раскулаченного, попавший в зависимость от дяди-шантажиста (вот уж тот был "матёрый" враг) и - да, убоявшийся, да, подчинившийся, да, жалкий в конце фильма - он всё-таки почему-то не казался совсем пропащим. Может быть, потому, что, когда он во второй раз пел "Курганы", в его интонации и глазах промелькнуло что-то такое... будто ему хотелось петь эту песню от души, не притворяясь, и работать действительно славно, чтобы, когда "девушки пригожие тихой песней встретили", улыбнуться им открыто. А вредить под руководством дяди совсем не хочется. Но вот характера не хватило. Это его не оправдывает, но всё же Макар Ляготин не был плоским "врагом народа", сошедшим с сатирического плаката. Даже его ответ дяде на ругань: "Ты что же, подлец, не сделал, как я сказал? Я велел шахту обвалить!" - "Так как я мог? там же люди..." - можно понимать по-разному: может, побоялся при свидетелях. А может, и вправду, людей пожалел... И всё это лёгким намёком, без нажима - понятно, что определённо об этом высказаться было невозможно.
Кинокритики единодушно отмечали интересную игру актёра.
Зрители, которым очень полюбилась песня, втихомолку жалели, что симпатичный парень, её исполнявший, оказался отрицательным героем. А пел он и вправду хорошо. Марк Бернес, игравший положительного инженера, настаивал, чтобы песню отдали ему. На что режиссёр ответил, что это и будет экзамен для песни: если даже её споёт "вредитель", а она полюбится людям, значит, песня действительно удалась. "А потом", - сказал Луков Бернесу, - "можешь петь её с эстрады, сколько хочешь". Так и решили. Удалась в исполнении Масохи и шахтёрская песня "Гудки тревожно загудели...", "танкистский" вариант которой мы знаем по фильму "На войне, как на войне" ("Нас извлекут из-под обломков, поднимут на руки каркас..."). Именно после "Большой жизни" она стала широко популярной, и на её мотив стали писать разные слова.
И, когда в 1946 году вышла вторая часть "Большой жизни" (за которую вся съемочная группа чуть не отправилась в ГУЛАГ, ибо "Хозяину" кино не понравилось), режиссёр неспроста сделал Макара Ляготина "осознавшим" и исправившимся. Наверное, это было уж очень сказочно. Наверное. Начиная с "технической" стороны дела - как мог осуждённый до войны за вредительство вдруг оказаться на фронте, да ещё в тылу врага с заданием? Но исправившийся Макар был сыгран живо, обаятельно и, главное, убедительно. И, конечно, снова пел. Песня "Всё поля, да поля, да курганы" не стала хитом, как "Спят курганы тёмные". Но, честное слово, я понимала девушку - одну из героинь фильма, которая, слушая, как он для неё поёт, сразу к нему прониклась. Если бы мне так спели, я бы тоже...
Впрочем, возможно, что эта песня не стала хитом именно потому, что, по воле "Хозяина" фильм был запрещён к показу. И вышел лишь около 15 лет спустя, когда очень изменился киноязык, когда на экран вышли уже "Летят журавли" и "Баллада о солдате". А значит, смотрелся устаревшим и наивным.
Так положительная (да еще одна из главных) роль актёра осталась практически незамеченной. И да, как правильно пишет автор статьи, которая встретилась мне сегодня в Яндекс-дзене, многие зрители, увидев на экране Лаврентия Масоху, сразу перемигивались: "А, вот он, предатель!". Действительно, кинематограф охотно "снабжал" его отрицательными ролями второго плана - анархисты, меньшевики, националисты, перебежчики, фашисты, был даже какой-то руководитель секты... А в фильме "Я люблю", где в одной из ролей снялась четырнадцатилетняя Гуля Королёва, Масоха сыграл исключительно мерзкого прислужника в трактире. И все они были очень убедительны.
Но я помню его и в "Двух бойцах" - оказывается, я еще в школе смотрела этот фильм, и не понимала, что приветливый и скромный украинский парень Окулита, который вместе с героем Бернеса до последнего защищал дот - это тоже Лаврентий Масоха. Я помнила, как они, погибая, пели: "Споём, товарищ боевой, о славе Ленинграда..."
https://www.youtube.com/watch?v=m1JpzL7m1Vc
Я помню его безымянного матроса в фильме "Это было в Донбассе", который перед расстрелом пошёл на обалдевших гитлеровцев, сорвав бескозырку: "Раскинулось море широко..." - и замолчал, только получив последнюю пулю. Вот здесь, примерно с 1.00.07 до 1.04.27.
https://www.youtube.com/watch?v=JEJcoFoq00Q
(К слову... Посмотрите на глаза людей за колючей проволокой. Это ведь обычные жители, массовка, которую набирали для съемок. Но ведь они на самом деле только что пережили подобное. Съемки шли, когда ещё не кончилась война. Как они смотрят! И даже, я сказала бы, сразу видно, где актеры - герои фильма, пришедшие, чтобы увидеть казнь, а где просто люди. Так не сыграешь. Как они смотрят!.. Говорят, кто-то из артистов перед съемкой вышел на улицу в немецкой форме. Его еле успели отнять у прохожих: "Постойте, это же кино!")
Помню немолодого партизана в советско-итальянском фильме "Они шли на Восток"... Всё это были небольшие роли, но каждый раз думалось, что вот если бы ему дали большую...
А первый фильм, где Масоха ещё в юности сыграл главную и положительную роль - "Комсомолия" - не сохранился. Как будто нарочно...
Умер он очень обидно и нелепо. Обвинить кого-нибудь в этом трудно. Но, правда, очень обидно. Много обещавшая и не свершившаяся, по большому счёту, актёрская судьба. И такой горький уход... И как подумаешь - сколько таких несвершившихся творческих судеб, о которых мы не знаем!
Да... и он ведь так и не узнал, что снялся в ещё одном культовом фильме - после "Большой жизни".
Почитайте сами. Я попыталась рассказать только то, о чём в статье не было. Конечно, она, особенно заголовок, носит несколько "сенсационный" оттенок, но не обращайте на это внимания. У нас, видимо, сейчас по-другому не получается.
https://www.gazeta.ru/culture/2019/08/2 ... om&updated
А похоронен он был в Киеве на Байковом кладбище не "почему-то", а потому, что сначала урна с его прахом была захоронена в колумбарии Донского монастыря в Москве, а потом старший брат, работавший в Киеве, перевёз её на родину. Вот и всё. Сейчас, видимо, никого из родных в Киеве не осталось.
Царство небесное. Светлая память...