Алёнушка, Валя, извините, что встреваю, но не могу не высказаться. Я полностью согласна с Алёнушкой. Не нужно решать за провинцию, что зрители поймут, а что нет. И в провинции есть думающий зритель, театр. Мне кажется, что вы вообще расходитесь в понятии «провинция». Алёнушка имеет ввиду такие города как Пермь, Челябинск, Краснодар, Тюмень и др. А Валя говорит о совсем маленьких городках с населением меньше 40 тыс. Но, Валя, и в таких городках тоже есть театр, конечно, таких городков очень мало. Вот у нас в области, в городе Вольск в мае-июне проходил фестиваль театров малых городов России. В городе около 70 тыс. жителей, но есть драматический театр. (Кстати, в этом году фестиваль пройдет в Тобольске Тюменской области). И очень обидно, когда провинциальных жителей недооценивают. Если уж в города-миллионники возят легкие антрепризы, то что уж там говорить о малых городах, туда вообще не едут.
vak:
Да, антреприза - это чаще всего коммерческий проект, на них зарабатывают деньги. Именно поэтому к антрепризам относятся несерьезно. Ну и артистам кушать хочется - часто для них это вообще единственная возможность заработать деньги. А населению хоть какая-то культурная жизнь предлагается.
Правильно, Валя, говоришь, что в маленьком городе приезд столичного актёра – это уже событие и не важно с чем приехал, пусть даже лёгкое что-то, не серьёзное, всё равно пойдут посмотреть на «лицо из телевизора». Так ведь, если всё равно пойдут, то почему бы и на серьёзную вещь? Люди думающие получат пищу для размышлений, будут рады спектаклю с глубоким смыслом, а люди ждущие развлечения в худшем случае скажут: «Да ну, ерунда какая-то, только деньги зря потратил!» Так ведь потратил, а значит «сделал кассу». Это как с фильмом «Викинг» - многие ругают, многие не довольны, но кассовые сборы-то зашкаливают. Господа театральные агенты, везите театр в народ! Обидно, конечно, когда отменяют спектакли из-за неполных залов. Я не знаю всей «кухни», но, наверное, гонорар артистов не зависит от количества пришедших зрителей, а, значит, организаторам придётся делиться своей прибылью, а с деньгами расставаться не хочется. Ну не верю я, что в городах, где отменили «Мужской аромат», так мало проданных билетов, что не наскребли бы на гонорар артистам + небольшое «вознаграждение за труды» организаторам.
Так много ещё хочется сказать… Обидно, когда говорят, что зритель ждёт от театра развлечения. Это не так. Взять, к примеру, меня. Я не Бог весть какой театрал. Пьесы не читала (кроме тех, что были по школьной программе) и не читаю (к стыду своему, вообще не слежу за современной литературой, иногда читаю, то, что посоветуют читающие коллеги), поэтому, когда читаю афиши наших театров, то для меня названия спектаклей ни о чем не говорят, иду наобум, с чистого, так сказать, листа. Но я не за развлечением иду, за впечатлениями, желательно положительными эмоциями. Рассматривая публику, вижу людей средних лет и более старшего поколения, обычно это женщины с подругами, реже с мужьями и совсем редко молодые пары. В гардеробе после спектакля слышу, как обсуждают увиденное, разговоры греют душу – есть у нас ещё интеллигенция, есть люди, способные оценить задумку постановщиков. Даже если я сама осталась не довольна, мне не понравилось, то для меня это не означает, что плохая постановка или игра актёров, просто не поняла, не моё, хотя бывает и бурное негодование (не складываются у меня отношения с нашим драматическим театром).
Сейчас меня понесёт… надо, наверное, в болталку переходить.
Я выросла в маленьком городке, в том самом, в котором, как упоминала Валя, меньше 40 тыс. жителей. Моё знакомство с театром состоялось лет в 11. Нет, театр к нам не приезжал и я к нему не выезжала, просто наш учитель русского языка и литературы организовал драматический кружок. Мы так загорелись! Правда, занимались только два наших параллельных класса (у двух других классов был другой учитель, а вот почему более старшие классы нашего учителя не присоединились – до сих пор для меня загадка). С каким рвением мы готовили спектакли, сами мастерили костюмы, декорации. И так удачно сложилось, что бок о бок с нашей школой открыли новый Дом культуры (это был долгострой, мы любовались несколько лет на недостроенные руины, но вот как в мультике «строили, строили, и, наконец, построили»). А удача в том, что нашу школу туда пускали по любому поводу. Мы вообще забыли о существовании школьного актового зала, все мероприятия проходили в концертном зале Дома культуры. И свои спектакли мы играли на настоящей сцене с занавесом. Откуда-то появились преподаватели, которые занимались с нами, какие-то упражнения были, чувство сценического пространства… один спектакль был музыкальный, так для него мы в этом же ДК записывали фонограммы (и ведь люди нам время уделяли, аппаратура опять же). Помню, как мы первый раз собрались выступать не перед своими же школьными товарищами, а пригласили жителей города. Мы с подругой рисовали афишу, а потом, сильно смущаясь, повесили её на двери гастронома, боялись, что ругать будут, что мы тут на дверь лепим. На следующий день сильно расстроились, когда не обнаружили свою афишу, а потом зашли в гастроном и увидели, что она висит внутри магазина, кто-то заботливо перевесил. Приглашали ближайший детский сад. В день и час «Х» выглядывали из-за кулис, придут ли зрители?! Пришли и много. Вот это было счастье! Жаль, что через пару лет кружок пришлось «свернуть», актёры разбежались, а с составом 2-3 человека спектакль не поставишь.
Когда мне было 13-14 лет, к нам в город приехал настоящий театр. Было лето, какой-то театр приехал на гастроли, кажется, это было в первый и последний раз. Мы ходили с подругой, и я с открытым ртом рассматривала декорации. Как они умудрились на нашей сцене соорудить лестницу на второй этаж?! А витражное окно от пола до потолка, за которым гремела гроза, сверкала молния, шумел дождь (я не помню, но, кажется, это было что-то из Агаты Кристи). Я была в таком восторге от спектакля! Потом мы с подругой ещё на что-то более современное ходили. Я любила театр, смотрела телевизионные спектакли.
Прошли пара-тройка лет и нас, старшеклассников, стали возить в Саратов, в театр драмы. Вот тут-то и начались мои «разногласия» с театром. Я поняла, что мне многое мешает для восприятия, вот, например в спектакле «Собачий вальс» этот самый вальс начинался неожиданно и громко, я каждый раз вздрагивала, не помню о чём (пьеса Леонида Андреева, специально посмотрела автора), но вот ощущения помню, смазало всё впечатление. Будучи уже студенткой, я больше не рискнула ходить в драму, и с удовольствием и часто ходила в ТЮЗ и театр оперы и балета (в оперном даже на сцене побывала, удивительные ощущения!). Спустя годы решила с мужем всё же сходить в драму. Выбрали «Безымянную звезду», ту самую, по которой фильм с Косталевским. Как только я увидела декорации мне, почему-то стало не по себе. Мрачные деревянные конструкции (что-то вроде декораций «Ревизора» Театра на Малой Бронной), актёры непонятно во что одеты и всё навевало такую щемящую тоску. Я понимала, что смысл в том, что городок унылый, захолустье, где одно лишь развлечение – проезжающий мимо поезд из Бухареста, но то ли художник-постановщик перестарался, то ли это моё восприятие, но мне хотелось бежать оттуда, меня охватила такая безнадёжная тоска, она меня давила. Из уважения к артистам я досидела до конца, из зала я чуть ли не выползала выжатая как лимон. Почему на меня так подействовал этот спектакль, ума не приложу, но на несколько лет я снова вычеркнула из своей культурной жизни театр драмы. На следующий поход меня уговорили коллеги, я шла в состоянии ожидания разочарования, может, поэтому снова «Ах» не произошло. Но я решила, что не нужно ставить крест (для себя) на драме и снова пошла с мужем, на этот раз выбрали классику – Чеховскую «Чайку». Я повторюсь, пьесу не читала, но сильно сомневаюсь, что там есть ремарки автора «сидит, курит». Каждый второй герой пьесы курил. Нет, может это и красиво, когда героиня в элегантном платье конца 19 века сидит и курит, держа в руке длинный мундштук, но меня это раздражало, а «добил» меня «туман», актёрам он по колено, а вот зрителей первых рядов накрыло с головой, начались покашливания, мы активно отмахивались программками… С тех пор я в драму не хожу. То есть хожу с детьми на детские спектакли (по какой-то злой иронии судьбы наше предприятия даёт билеты на Новогодние спектакли именно в драму), хожу на концерты гастролёров, но на спектакли больше не рискую ходить. Видимо, это не мой театр. Зато с огромным удовольствием хожу на концерты в театр оперы и балета.
И, тем не менее, если приедет ДС, я обязательно схожу. С опаской, конечно, что может не понравится, но пойду. Гастроли у нас часто, но, честно говоря, пока не видела афишу, которая бы меня заинтересовала. Жаль только, что три гастрольных спектакля ДС я уже прошляпила, но у меня как раз был сложный период в жизни, мне не до театра было.