Культура, философия, образование

ПоOFF-TOPим?

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Если бы не Teuta, я бы никогда не попала на такой замечательный сайт библиотеки пьес. Здесь я наткнулась на книгу Сергея Юрского "Пауза" и с большим интересом принялась за чтение. Вот что он пишет о публичности актёра:
"...Одной из особенностей актерской профессии является ее почти непрерывная публичность. На сцене и в жизни. Актер в большей степени, чем люди другие, «нормальных» профессий, окружен полем коллективного внимания – возбуждающим и утомляющим. Желание избавиться от этого внимания борется с привычкой к нему. Образуется своеобразный профессиональный комплекс неполноценности, который разные актеры, следуя своей индивидуальности преодолевают по -разному. Одни откровенно продолжают играть в жизни, утверждая публичность и необычность своей профессии, – громко разговаривают, входя в магазин, а учреждение, в автобус, чуть подчеркнуто жестикулируют, обращаясь к кому-то. Люди другого склада, напротив, впадают в преувеличенную застенчивость, тихость и незаметность, утверждая контраст между собой на сцене и собой в жизни. Но этот контраст тоже не избавляет их от ощущения невольной, вынужденной игры. Наконец, третьи – это относится к некоторым и особенно популярных – создают себе маску, близкую к какой-нибудь своей роли, полюбившейся зрителям. Они живут и действуют от имени этой маски и уже не могут иначе – становятся рабами собственного создания.
Стремясь избавиться, хоть на время, от утомительного внимания публики, многие актеры тяготеют к общению только с коллегами, в каком-то смысле к замыканию в клан: здесь как будто легче, спокойнее. Но тут начинается другое: вступают невольно борьба вкусов и самолюбия, выяснение нынешнего состояния шкалы ценностей по «гамбургскому» счету и твоего места на этой шкале, И тут многим требуется еще одна маска – образ «себя для своих», тут нужно смешать юмор, иронию, искренность, терпимость и принципиальность, легкость и достоинство, – словом, это трудная роль.
Я говорю все это не в упрек нам, актерам. В какой-то степени это свойственно всем людям, только у актеров заметнее. И именно поэтому актеры беззащитнее – от сплетен, от утомляющего внимания, от колебаний успеха и неуспеха.
Несколько упрощая мысль польского режиссера и теоретика театра Е. Гротовского, я хочу воспользоваться ею для данного случая. У Гротовского есть фраза: «Театр – это место, где наконец-то можно не играть». Да, пожалуй, так. Здесь, на сцене, актер перестает играть такие утомительные, заштампованные свои «жизненные роли», чтобы заняться чем-то важным, серьезным, и начинает... играть. Не хочу заканчивать эту мысль шутливым парадоксом. Играть на сцене – значит существовать, быть, воздействовать – творить..."
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Сергей Юрский - мудрый человек. Я читала эту книгу, но теперь захотелось перечитать...
Но жаль, что, наверное, во многом утрачена школа - та школа, которую прошёл в своё время сам Юрский. А я тут прочла книгу Николая Караченцова, которую он успел написать до случившегося с ним несчастья. Вернее, надиктовать на диктофон. Но получилось не хуже, а даже, наоборот, очень интересно, чувствуется "дыхание жизни". Он актёр другого плана, нежели Юрский, но обладает сумасшедшей энергетикой и постигает мир во многом чувственно. И это так здорово! Так вот, я почему вспомнила: он говорит о Школе-студии МХАТ, о том, с каким трепетом они, студенты, относились к мастерам: "Идёшь, бывало, не занятия, и думаешь: неужели вот эти великие люди будут со мной, дураком, разговаривать?!" И, видимо, это действительно были Личности, которые закладывали такую мощную основу в своих студентов! Нынешние актёры, пожалуй, такой мощной "подпитки" уже не получили. Или почти не получили. Им самим приходится "барахтаться". Иногда я думаю: а через 30-40 лет станут они такими... ну, не знаю, как лучше сказать... такими "величинами", что ли? Ну, будет ли у нас "второй Ульянов", например? Кто станет "второй Демидовой"? Не в смысле - точной "калькой" с тех, а продолжателями их линии в искусстве, что ли. Причём равновеликими продолжателями. И, если нет - будет ли в этом их вина? Отчасти, конечно, будет. Но, думаю, только отчасти...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Анита писал(а):А я тут прочла книгу Николая Караченцова, которую он успел написать до случившегося с ним несчастья. Вернее, надиктовать на диктофон. Но получилось не хуже, а даже, наоборот, очень интересно, чувствуется "дыхание жизни". Он актёр другого плана, нежели Юрский, но обладает сумасшедшей энергетикой и постигает мир во многом чувственно. И это так здорово! Так вот, я почему вспомнила: он говорит о Школе-студии МХАТ, о том, с каким трепетом они, студенты, относились к мастерам: "Идёшь, бывало, не занятия, и думаешь: неужели вот эти великие люди будут со мной, дураком, разговаривать?!" И, видимо, это действительно были Личности, которые закладывали такую мощную основу в своих студентов! Нынешние актёры, пожалуй, такой мощной "подпитки" уже не получили. Или почти не получили. Им самим приходится "барахтаться". ...
Я о Николае Петровиче (? если не ошибаюсь) в одной небольшой статье года два назад прочла следующее:
Приняли в Школу-студию МХАТа. И в этом был парадокс: свято чтя мхатовские традиции; он, к удивлению многих, был поклонником взглядов Вахтангова - отца театра поэтической условности, маски. Его излюбленным приёмом станет импровизация, ему интересно "лепить" образ на грани эксцентрики и буффонады Душа распахнута, эмоции обнажены, чувства клокочут!...
Анита писал(а): ...Иногда я думаю: а через 30-40 лет станут они такими... ну, не знаю, как лучше сказать... такими "величинами", что ли? Ну, будет ли у нас "второй Ульянов", например? Кто станет "второй Демидовой"? Не в смысле - точной "калькой" с тех, а продолжателями их линии в искусстве, что ли. Причём равновеликими продолжателями. И, если нет - будет ли в этом их вина? Отчасти, конечно, будет. Но, думаю, только отчасти...
Я думаю, что не возможно быть равновеликим, да и не к чему. Ульянов, Демидова и т.д. станут для наших внуков такими же легендами, как для нас Качалов, Волков и т.д.
А нынешнее поколение актёров по восприятию будет ближе новому поколению зрителей. Такова жизнь. Новое время требует нового выражения и в искусстве тоже. :roll:
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Да, память не подвела, - Николай Караченцов действительно Петрович. Если не ошибаюсь, его в театре именно так просто Петровичем и зовут.
Анита, а я запомнила тебя по твоему первому посту на Рускино, вот только не могла вспомнить тебе или твоей подруге Резанов больше нравится в исполнении Николая Петровича. Судя по тому, как ты тепло говоришь о нём, прихожу к выводу, что Певцов больше приглянулся твоей подруге. :wink:
Хотя, тепло отзываться о других - это твоя черта характера. Мне не всегда хватает такта. :?
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Нюша, это был не совсем первый мой пост на Рускино, потому что я туда заходила ещё в прошлом году, но недолго. :) Просто потом разные проблемы начались, и я снова зашла туда только этой весной. Я и на зелёный сайт заглядывала раньше, только долго не решалась написать, я многих помню. :)
А про Николая Петровича ты угадала. Я не могу представить себе другого Резанова, и если уж такой разговор зашёл - что, дескать, он уже стар для этой роли - по-моему, нужно было давно закрыть этот спектакль, ещё когда поменялись исполнители ролей Кончитты и Фернандо. Я ещё видела Елену Шанину. И теперь подумала, ну, может быть, это моя фантазия, может, мне показалось, что в ней было что-то особенное? И, посмотрев запись той "Юноны", я поняла, что ничего мне не показалось. По-моему, есть роли принципиальные, такие, где, может быть, даже важнее не игра, а внутреннее соответствие. Ну, вот, когда смотришь на Шанину, можно поверить, что она будет ЖДАТЬ. Уж 20 лет или не 20 - не знаю, такое не загадывают, но ждать она будет. А современные исполнительницы - нет, они хорошие девочки, но это просто время другое, понимаешь? ЖДАТЬ они вряд ли расположены. Мне нравится Большова, например, но она мне вообще нравится, а Кончитта для меня - Шанина. В Кончитте что-то такое должно быть, какой-то "нерв"... Я даже не знаю, у кого из молодых актрис он сейчас, такой, есть... Я даже не говорю о величине таланта, это что-то другое... Хотя, конечно, от души спасибо Анне Большовой за "Юнону" на льду. Впрочем, и она уже сейчас эту роль в театре не играет.
А Певцов... Я его от души уважаю, прекрасно к нему отношусь, он мне интересен. Вот были мы на его творческом вечере - он так поёт Высоцкого! Я не люблю, когда это делают другие, но здесь - великолепное исключение. И их семейная пара с Ольгой Дроздовой вызывает у меня самые хорошие чувства. Вообще, дай им Бог! Но, понимаешь - я не знаю, видела ли ты "Юнону", но Резанов-Караченцов - он из того поколения, для которого было важно не просто открыть новую землю, а они хотели, чтобы там "как по золоту пишут иконы - будут лики людей светлы!" Для него важно нечто "надмирное", он так это играл. И с годами в его игре стал чувствоваться надрыв, тоска от того, что он понимал - это невозможно, новое поколение уходит совсем в другие дали... И потом, когда он говорил: "Расформированное поколенье - мы в одиночку к Истине бредём...", это было понятно. Когда это говорит актёр поколения Певцова, это просто теряет смысл. Кто сейчас вообще "бредёт к Истине"? Нет, кто-то, может, и бредёт, но никак не "поколение". Скорее, отдельные люди. А поколение занято совсем другим. И это, как говорится, "ни хорошо, ни плохо, а просто так есть"... А Певцов, понимаешь, он сам говорит, что он - актёр нетипичный, что для него это - просто работа, как для водопроводчика или повара, что он живёт вовсе не театром, и в любой момент мог бы его оставить. Хотя, может быть, именно это и есть актёрская "рисовка"? Он порядочный человек, кстати, близкий друг Серебрякова. Но, тем не менее, видимо, для него Театр - не совсем то, что для Караченцова. А для ЭТОЙ роли это важно. Вот я видела новую "Юнону" и получила большое удовольствие от великолепного действа, от слаженной работы, от работы самого Певцова, прежде всего - но раньше-то это было потрясение. Я даже не думала, получила ли я удовольствие. Хотя - я понимаю - моя подруга смотрит на это совсем иначе! И что бы я сказала, если бы на эту роль назначили сами знаете кого?! Нет, ну, конечно, я всё равно бы сказала, что это роль Караченцова. Но не была бы уже так сурова, может быть... :wink: Так что - спор бессмыслен и бесполезен. Сама, как говорится, не святая...
Только одно мне не нравится серьёзно: похоже, "Юнона" становится чем-то вроде ВГВ, прошу прощения. Вот Певцов попал в больницу, у него серьёзные проблемы с ногой, которую он случайно поранил в этом году - и на роль моментально назначили Виктора Ракова. Ну уж он-то какой Резанов?! В Певцове всё-таки есть что-то, нужное для этой роли. А тут явно, чтобы деньги не пропали. Тоже примета времени.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Анита писал(а):...Только одно мне не нравится серьёзно: похоже, "Юнона" становится чем-то вроде ВГВ, прошу прощения. Вот Певцов попал в больницу, у него серьёзные проблемы с ногой, которую он случайно поранил в этом году - и на роль моментально назначили Виктора Ракова. Ну уж он-то какой Резанов?! В Певцове всё-таки есть что-то, нужное для этой роли. А тут явно, чтобы деньги не пропали. Тоже примета времени.
Я думаю, что сама Судьба подсказыает, что не стОит никем заменять Караченцова в этой роли. И самому Николаю Петровичу нужно было раньше закончить исполнять этого персонажа. И стал бы этот спектакль Легендой (правда, запись же его есть). Я "Юнону и Авось" видела только в телевизионном варианте и впервые увидев постановку (с Шаниной) я тоже пережила потрясение. Также поддерживаю точку зрения, что Елена - лучшая Кончитта и очень хотела приобрести видеозапись того первого варианта с молодым ещё Караченовым. В данном случае Марк Анатольевич пошёл на поводу у зрителей, которые жаждали, чтобы спектакль не исчезал с подмостков. Вон уже и на рекорд пошли живучести постановки, не один юбилей справили. И уж не знаю, что больше движет здесь худруком - желание угодить зрителю или финансовая выгода. Возможно, и то, и другое.
Анита писал(а):А Певцов... Я его от души уважаю, прекрасно к нему отношусь, он мне интересен. Вот были мы на его творческом вечере - он так поёт Высоцкого! Я не люблю, когда это делают другие, но здесь - великолепное исключение. И их семейная пара с Ольгой Дроздовой вызывает у меня самые хорошие чувства. Вообще, дай им Бог! Но, понимаешь - я не знаю, видела ли ты "Юнону", но Резанов-Караченцов - он из того поколения, для которого было важно не просто открыть новую землю, а они хотели, чтобы там "как по золоту пишут иконы - будут лики людей светлы!" Для него важно нечто "надмирное", он так это играл. И с годами в его игре стал чувствоваться надрыв, тоска от того, что он понимал - это невозможно, новое поколение уходит совсем в другие дали... И потом, когда он говорил: "Расформированное поколенье - мы в одиночку к Истине бредём...", это было понятно. Когда это говорит актёр поколения Певцова, это просто теряет смысл. Кто сейчас вообще "бредёт к Истине"? Нет, кто-то, может, и бредёт, но никак не "поколение". Скорее, отдельные люди. А поколение занято совсем другим. И это, как говорится, "ни хорошо, ни плохо, а просто так есть"... А Певцов, понимаешь, он сам говорит, что он - актёр нетипичный, что для него это - просто работа, как для водопроводчика или повара, что он живёт вовсе не театром, и в любой момент мог бы его оставить. Хотя, может быть, именно это и есть актёрская "рисовка"? Он порядочный человек, кстати, близкий друг Серебрякова. Но, тем не менее, видимо, для него Театр - не совсем то, что для Караченцова. А для ЭТОЙ роли это важно....
Я к Певцову точно так же отношусь (прада, не имела такой возможности слышать в его исполнении Высоцкого) - по человечески он мне очень нравится, а как актёр пока ни одной своей ролью за душу не взял.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Нюша, да нет, я не могу сказать, что Певцов меня не "взял". Да в том же "Бандитском Петербурге" он, по-моему, в отличие от героев "Бригады", показал трагедию человека, вступившего на этот путь, и то, что обратной дороги нет. В фильме Панфилова "Мать" у него очень хорошая роль. Только этот фильм шёл по ТВ очень давно. Был спектакль в Москве, в Театре Луны "Ночь нежна", там у него ярко характерная роль. Я видела, когда они к нам приезжали. Вообще, в нём, как и в Данииле, видят чаще всего одну сторону - либо романтика, либо что-то "демоническое" и т. п., а он, вообще-то, актёр характерный. Но именно в "Юноне" я не представляю никого больше, пусть это будут самые лучшие артисты мира. Если бы этот спектакль был завершён вовремя, он вошёл бы в Театральную Легенду (хотя, конечно, он и так вошёл в учебники по театру, но это было бы ещё нечто высшее). А так он мало-помалу превращается в "шоу". В шоу тоже ничего плохого нет, но если изначально он был чем-то бОльшим, то пусть бы им и оставался...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Анита, а меня Певцов как актёр очень сильно ни одной ролью не зацепил. Для себя я его отметила уже давно - очень обаятельный, с сильным, позитивнымным мужским началом ("По прозвищу Зверь", "Подземелье ведьм" и т.д.). Не скажу, что он как актёр - никакой. Совсем нет. Но, скажем так, с героями Даля, Спиридонова, Меньшикова, Евгения Миронова, Дани, наконец, я переживала что-то подобное внутреннему апокалипсису, а с персонажами Дмитрия - нет. Зато мне очень интересно слушать его интервью, и нравится его трогательно-заботливое отношение к Ольге (не буду вдаваться в подробности, но были ситуации, когда он проявлял себя с этой замечательной стороны по отношению к жене). "Бандитский Петербург" я видела только вторую часть, как раз с ним и Серебряковым. История не оставила равнодушной, но как актёр, опять же очень впечатлил гораздо больше Серебряков. И уж не знаю, в чём тут дело. Ведь красивая внешность Даниила не стала для меня преградой, чтобы различить его талант... И знаю же, что Дмитрий в 1990 получил eвpoпeйcкyю нaгpaдy "Фeликc" зa иcпoлнeниe poли втopoгo плaнa (Якoвa Coмoвa) в кapтинe Глeбa Пaнфилoвa "Maть", но опять же мне там больше запомнились Чурикова и Раков.
Вот, правда из всех ведущих из цикла "Последний герой" мне больше всего понравился именно Дмитрий.
Может быть я просто не на его волне, разная энергетика. Не знаю. Но опять подчеркну, что как человек, он мне очень симпатичен.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Нюша, так вот я о том же всё время и говорю - дело во многом в энергетике! Есть "твои" актёры и "не твои". Это совершенно нормально. Я вижу, что Брюс Уиллис, например, талантлив, и обаятелен, но вижу это "умом". И смотрю на него во всех смыслах абсолютно спокойно. Кто-то на Даниила смотрит спокойно. Так на здоровье! И убивает меня, когда начинаются эти сказки про белого бычка - хороший, нет, плохой... Брито, нет, стрижено... "А наш"... "А ваш"... И главное, люди думают, что здесь можно кого-то в чём-то убедить словесно! У меня вот две подруги: одна любит Певцова, другая - Караченцова. И мирно сосуществуют, уважая чувства друг друга. Что им - на дуэли сражаться, что ли?
А о Певцове - он, по-моему, такой, что называется, "человек эпохи Возрождения". Он интересуется всей жизнью целиком, он азартен, ему хочется попробовать всего, и театр в этом перечне занимает не главное, а одно из мест. Может быть, одно из высоких, но уж точно не единственное. Ему так же хочется быть гонщиком, поводить аэроплан (правда, жена не разрешила :) ), провести "Последнего героя", попробовать себя в качестве певца... И у него получается! У него достаточная энергетика, чтобы "зажечь" зрителя, но, если это актёр "не твоей группы крови" - ничего страшного в этом нет. Жаль, что люди часто не хотят этого понять и упорно ломятся в открытую дверь...

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Анита, я полностью разделяю твою точку зрения!
Даниил входит в мой короткий список актёров, заставивших меня особенно глубоко сопереживать их героям. Но есть и другая категория артистов, которых я тоже люблю, но по-другому.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Natasha Suvorina
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Natasha Suvorina »

Да, есть актеры, талантом которых восхищаешься, интересно наблюдать за их новыми работами, нормальное, в общем-то зрительское занятие, а есть...Даниил...
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Natasha Suvorina писал(а):Да, есть актеры, талантом которых восхищаешься, интересно наблюдать за их новыми работами, нормальное, в общем-то зрительское занятие, а есть...Даниил...
Да, Natasha, :D что-то в этом духе. :wink:
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

П. Лунгин «Без стыда нет человека»
АиФ №48, 2006г.
Россия всегда жила борьбой идей, поиском смысла жизни. А сейчас заперта в клетку успеха и потребительства. Что будет с нами дальше?
Свой первый фильм Павел Лунгин снял в 40 лет. «Такси-блюз» сразу принёс ему Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за лучшую режиссёрскую работу. Потом были «Луна-парк», «Свадьба», «Олигарх», «Бедные родственники».
Режиссёр говорит, что последняя его картина «Остров» - это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно – быть человеком. И как необходимо им быть.

- Ваш «Олигарх» стал фильмом, поставившим диагноз России90-х годов. В 2006 году появился «Остров». Означает ли такая резкая смена темы смену настроений в обществе? Неужели «золотая лихорадка», которая трясла Россию эти 15 лет, отступает?
- Я именно так и воспринимаю происходящее. Мы явно вошли в период стабилизации. И главный вопрос теперь – не как физически выжить в этом мире, а кем СТАТЬ в нём.
На мой взгляд, человек не создан для того, чтобы жить только ради успеха и денег и проводить все отпущенные ему годы между работой и телевизором. В этом смысле, мне кажется, нас всех поджаривают на сковороде. России особенно тяжело. Потому что наша страна всегда жила идеями, духовной борьбой, поисками смысла жизни. А сейчас вдруг оказалась запертой в клетке успеха, бесконечных выяснений: лузер ты или не лузер, какой марки твой мобильный телефон и тому подобных вещей. Людям плохо в этой клетке! Мне, по крайней мере, плохо. Поэтому я, снимая «Остров», заговорил о тех вопросах, которые меня самого мучают.
Хотя, по большому счёту, все мои фильмы, начиная с «Такси-блюза» и до «Олигарха» и «Бедных родственников», - это попытки показать, как в герое просыпается душа. Почему человек, при всём своём эгоизме и мелкости, неожиданно для себя делает поступки, которые не приносят ему никакой сиюминутной материальной выгоды. Но которые, видимо, необходимы для чего-то другого – сокровенного, а поэтому гораздо более важного.
- Героя Петра Мамонова мучает раскаяние за поступок, совершённый десятки лет назад. А нас, современных, эти категории – совесть, раскаяние – ещё волнуют?
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены. Мы воспринимаем их как слабость. Но мне кажется, что человека отличает от животного именно чувство стыда и греха. Среди животных есть и умные, и симпатичные, есть, наверное, и негодяи, и хорошие. Я видел передачу про какую-то львицу в Африке, которая «усыновляла» детёнышей антилоп. Её, правда, за это изгнали из стаи. Но животные не испытывают чувства греха. И мне бы хотелось, чтобы люди поняли, что страдать из-за совершённого греха, что умирать от стыда – уж простите за тавтологию – не стыдно. И плакать не стыдно. И нельзя считать наличие души проявлением уродства и слабости. Ведь мир не состоит из стройных рядов младших менеджеров какого-нибудь рынка, которые победным маршем идут от успеха к успеху. Мир гораздо сложнее!
- Павел Семёнович, можете ли вы объяснить, почему сегодня в церковь идёт молодёжь? Ведь мысли о том, что Бога нет, нам прививали чуть ли не с детского сада.
- Во-первых, потому, что молодым стыдно. Во-вторых, потому, что члеовеку тесно и неуютно в мире, который замкнул его в клетку денег, успеха и телевизионного экрана. И молодёжь интуитивно ищет дверь на верхний этаж в том доме под названием «Жизнь», где можно и дышать по-другому, и жить по-другому. И надо всем им обязательно сказать, что этот верхний этаж есть, и дверь туда существует.
- Так, может, лучшим умам страны пора выработать национальную идею, чтобы наконец сплотить страну? Ведь нам часто приводят в пример всё ту же Америку и её американскую мечту.
- Мне кажется, сейчас весь мир не понимает, куда он идёт. Я всегда говорил, что Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент. Он делал это в 1917 году, он продолжает ставить эти эксперименты и сейчас (смеётся). Поэтому здесь происходит то же самое, что и в других странах, но доведённое до абсурда. Знаете, когда в стеклянной кастрюльке кипит вода, пузырьки в ней кажутся такими огромными – даже жутко становится.
В начале XXI века в мире не осталось ни больших идей, ни больших стремлений. Не может же восприниматься целью жизни рентабельность. Человек не рождён для того, чтобы осознавать себя как небольшое, но прибыльное предприятие, в которое он вкладывает те деньги, что сам же и зарабатывает. И Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой – ей хочется быть, как все. С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг… Это тяжёлый период. Но, знаете, мир всегда развивается по синусоиде. И сейчас мы находимся в какой-то глубокой общемировой впадине.
- Миру хватит сил, чтобы из неё вылезти?
- Конечно, вылезем! А вы представьте, что должен был чувствовать человек, живший в России в 1917-м или 1937 году? Или тот, кому довелось родиться крепостным? Ты буквы выучил, книги серьёзные читать пытаешься, размышляешь о высоких материях, а тебя каждый день на конюшне порят. Наверное, бывали на Земле времена и похуже. Другое дело, что тогда существовали чёткие понятия зла и добра. И в этом противостоянии добра злу можно было находить хотя бы какое-то утешение. Сейчас же всё это размазано, непонятно, где добро, где зло. Непонятно, с какой ты стороны.
Готовя один проект о зарождении христианства, мы несколько месяцев провели в Риме. И там я понял, что состояние Римской империи накануне появления христианства необычайно напоминало нашу нынешнюю жизнь. Это был такой огромный мир, в котором телевизора не было, но зато гладиаторские игры длились по полгода. Шесть месяцев зрителей кормили и поили бесплатно, только чтобы они на это смотрели. У граждан было лишь одно предназначение в жизни – голосовать. А всю работу за них делали рабы. Да и гладиаторов убивали не так уж часто, как это показывают в фильмах. И по ночам эти крепкие мужчины со стальными мускулами зарабатывали больше, чем днём. Это были своеобразные поп-звёзды того времени.
И в этот момент гигантского тупика, когда казалось, что мир остановился, что ему некуда больше развиваться, где-то там, в катакомбах, рабы потихоньку рисовали на стенах маленьких рыбок – первые символы христианства. Где-то в глубине, на нижних этажах этого мира, зарождалась новая идея. В каком-то смысле мы похожи сегодня на огромный языческий Рим, где мир и рынок – одно и то же. Конечно, эта история зарождения новой идеи точь-в-точь не повторится. Но что-то созидательное непременно появится.
Беседовала Юлия Шигарева.
Статья мне очень понравилась. Особенно поразили параллели с дохристианским Римом. Усовершенствовались технические средства, а цели остались одни и те же – хлеба и зрелищ.
А ещё один момент монолога Лунгина напомнил мне о Данииле. Это, наверное, слишком высокопарно делать такие параллели, но мне почему-то кажется, что годовой тайм-аут Дани был связан с подобными терзаниями:
И Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой – ей хочется быть, как все. С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг… Это тяжёлый период.
С одной стороны ему хотелось уже войти в какой-то новый этап, «не марая» себя сериалами, хотелось чего-то серьёзного, а с другой стороны боязнь потерять опыт работы и отчасти, как следствие - съёмки в «Жарком ноябре», да и невозможно вообще без работы существовать-то…
Конечно, я не могу утверждать, что разгадала мотивы Даниила. Это просто мои домыслы…
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Всё-таки очень хочется посмотреть фильм "Остров". Он у нас пока нигде не идёт. Остро хочется работы для души. Закисла я от ненужной, пустой информации из жизни звёзд, утомили эти рейтинги и борьба за победу любой ценой (эпатаж, другие скандалы, сплетни). Так хочется НАСТОЯЩЕГО, ВЕЧНОГО...
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Нюш, а у нас вот идёт, а посмотреть всё никак не получается... :(

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: AnnaAndreevna, SentiBot[eu] и 14 гостей