Интервью Даниила Страхова: «Мы живем в такое время, когда смерть не где-то за углом, а всегда рядом»
Сегодня на Первом канале премьера продолжения невероятно популярного сериала «Знахарь», в котором главную роль играет Даниил Страхов. Его герою, нейрохирургу Павлу Андрееву, в новом сезоне выпадает ужасное испытание. «Исходное событие второго сезона, – говорит актер, – бескомпромиссное, жестокое, не оставляющее никаких надежд на то, что можно что-то вернуть. Потеря семьи, близких – горе, с которым почти невозможно смириться... Нет желания жить. По сути все, что дальше будет происходить с Андреевым, – это отказ от самого себя, то есть движение прямо противоположное желаниям героя в первом сезоне».
–
Даниил, готовясь к роли в первом сезоне, вы упоминали книги одного из основателей нейропсихологии Александра Лурии. Это было абсолютно логично, учитывая, потерю памяти вашим героем в результате несчастного случая и способах ее постепенного восстановления. Если в первом сезоне актерским манком для вас была возможность сыграть человека, лишенного привычных связей взаимодействия с привычном миром, то что выступило особым магнитом в продолжении «Знахаря»?
– Потеря памяти, то есть потеря себя, своей личности – сыграть эту тему действительно задача интересная. И весь первый сезон герой ищет самого себя, стремится вернуть свой мир, путаясь в осколках своего сознания. Исходное событие сезона второго – бескомпромиссное, жестокое, не оставляющее никаких надежд на то, что можно что-то вернуть. Потеря семьи, близких – горе, с которым почти невозможно смириться. Сценаристы поставили очень сложную задачу передо мной и режиссером Ярославом Мочаловым. Я бы не стал называть это «магнитом», это камень, который тянет героя на дно. Нет желания жить. По сути все, что дальше будет происходить с Андреевым, – это отказ от самого себя, то есть движение прямо противоположное желаниям героя в первом сезоне.
–
Острое стрессовое расстройство на фоне психологического стресса. Такой диагноз ставит себе ваш герой после трагедии, произошедшей с его семьей. Каково было погружаться в это состояние?
– ОСР, ПТСР (острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство - примечание),– всего лишь набор букв, аббревиатура. Казалось бы, звучит не страшно. Но за этими буквами стоит серьезный недуг. Не могу сказать, что съемки проходили весело и непринужденно. Не скатиться в спекуляцию темы смерти близких, не жалеть себя, не впасть в сентиментальность – это была задача номер один. Найти внутреннее развитие для героя в тупике, не пользуясь впрямую внешним сюжетом картины – задача номер два. Ну и так далее. Задач было много, тем интересней.
–
Изучали ли вы, как в таких случаях справляются с травмой потери близких? Могли бы назвать варианты выхода из такого кризиса и есть ли они вообще?
– Мы живем в такое время, когда смерть не где-то за углом, а всегда рядом. Это сейчас относится к очень многим людям. И чувство опасности притупилось, инстинкт самосохранения работает как-то по-другому и каждый отвечает на эти вопросы самостоятельно. Не желая того, не имея ввиду впрямую, но сценарий затрагивает и эту тему. Человек привыкает ко всему, в том числе и к горю. Если, конечно, выбирает жить, а не последовать за ушедшими.
–
Согласны ли вы с фразой, прозвучавшей в сериале: «Горе не объединяет, оно разбрасывает людей в разные стороны и каждый остается с ним один на один»? Или ваша формулировка была совершенно иной?
– Фраза произнесена героем в контексте, мне не вспомнить сейчас в каком именно. Но правда в том, что жизнь сама по себе – это одиночное плавание. Если с тобой рядом есть любимый человек – это счастье. Но плывешь ты все равно сам. И испытания у каждого свои, и горе. Радость, скорее, объединяет, любовь, надежда на то, что все не напрасно.
–
Одна из главных линий сериала – спасение пациентки Виолетты, которую играет Елена Николаева. Здесь герой сталкивается синдромом «запертого человека», и с тем, что героиня чувствует себя 8-летней девочкой, когда выходит из комы. О каких тайнах мозга и психики человека вы узнали благодаря новому сезону? Расскажите о работе с вашей новой партнершей по фильму.
– Когда прочел сценарий, не мог поверить, что так бывает. Учитывая амнезию героя в первом сезоне, я все-таки был немного в курсе того, о чем идет речь. Но то, что мозг способен не просто заблокировать память, а сделать, как бы сказать... «частичный откат системы», это, конечно, удивительно. Лена Николаева – хорошая актриса и отлично с этим справилась. Сыграть ребенка в теле взрослого человека – задача трудная и интересная. Мы с Леной давно знакомы, пересекались время от времени на разных пробах, но вместе поработать не удавалось. Но однажды такой шанс выпал – и я пригласил ее сыграть леди Макбет в спектакле «Макбет». Поэтому встретясь на съемочной площадке, мы не тратили время на знакомство, понимая друг друга с полуслова.
–
Во втором сезоне также много нейрохирургии, операций и терминов вроде «костистый отросток», «резекция в глубоких структурах», «вестибулярная шваннома», «диссектор»... Было ли уже легче после первого сезона, было понимание того, что вы произносили, будучи в образе Павла? Как на этот раз готовились к роли? Остались те же консультанты или появился кто-то еще?
– Слава Богу, мы не были брошены на произвол судьбы, нам помогали врачи – и прежние, и новые друзья, без которых мы бы не справились. Консультанты из первого сезона подтрунировали надо мной, когда я заново вспоминал, как правильно держать тот или иной инструмент, когда вновь медицинские термины «вязли» во рту, не желая произноситься легко. Но, конечно, с технической точки зрения было проще. Не легче, но проще. Не могу не сказать о лекциях Татьяны Черниговской, умного человека и прекрасного рассказчика. Ее видение сегодняшнего мира, анализ происходящего с нашим сознанием явились для меня большим подспорьем в подготовке к работе.
–
В кадре нового сезона все выглядит крайне натуралистично, как и в первом сезоне, что является визуальным решением режиссера Ярослава Мочалова. Как вообще вы относитесь к виду крови и к такой натуралистичности съемок особенно после съемок в «Знахаре»?
– Я не вижу в картине излишней натуралистичности. В ней нет акцента на рассматривании физиологии, нет попытки детскими страданиями закрыть бреши в сценарии. Я по крайней мере этого не наблюдал. Мне кажется, второй сезон будет более жесток со зрителем, но и время поменялось. Мы все стали другими. Пора это признать.
13.12.2021 г.
https://zen.yandex.ru/media/1tv.ru/inte ... 64b441167f?&