Go to footer

Пропустить


Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Все материалы о ДС (статьи, передачи, фотографии...)

Модераторы: Admin, Модераторы


Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот Natasha Suvorina » Вт 21 ноя 2017, 19:08

Даниил Страхов. Гамлетизм как свойство русского таланта

«Мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем, как чувствует сильно и глубоко»
А.С. Пушкин
«Всякий талант неизъясним»
А.С. Пушкин «Египетские ночи»


На протяжении нескольких лет я наблюдаю и пытаюсь осмыслить яркое, будоражащее душу явление таланта Даниила Страхова, дарования актерского, но что быть может еще важнее, таланта человеческого. Я отнюдь не претендую на искусствоведческую значимость собственных умозаключений. Это лишь попытка проследить некоторые черты характера, творчества, пути в искусстве дорогого мне артиста.

«Гамлетизм» в моем понимании

Обладатель подобной совокупности качеств может ни разу в жизни не выйти на настоящую сцену в роли Гамлета, и тем не менее носить в сердце «мильон терзаний». В чем главная мука принца Датского, раздирающая его сердце сильней, чем «море бед»?
Это вынужденная необходимость сжечь все, чему поклонялся, это жажда найти смысл тогда, когда все опрокинуто, прежние представления о мировом устройстве на началах любви и гармонии, о Господи прости, - «слова, слова, слова». Разум, бывший предметом гордости Гамлета, источником его самоуважения, оказался бессильным перед «вывихнутым веком», реальностью, опрокинутой навзничь. «Гамлетизм» - это ежеминутная, ежесекундная работа мысли, взрывающей оболочку видимости для раскрытия сути. «Гамлетизм» - это и счет, предъявляемый самому себе, своим поступкам, «гамбургский», подчас жестокий.

Даниил Страхов

Он, тридцатилетний актер, отличается качеством, несомненно, благотворным для искусства вообще, однако весьма мучительным для его обладателя: он болен идеей совершенства. Не потому ли в своих интервью он вновь и вновь оценивает пройденное, сыгранное по меркам нашего спрессованного скоростями времени, в незапамятные годы: студенчество, первые съемки в рекламе, первые роли в театре. Откуда возникает эта мука, желание от всего отречься, переделать, быть может подспудно – все изменить? Не из-за внутреннего ли «Гамбургского» счета, предъявляемого к себе?
Сколько раз после интервью, в которых он откровенно говорил о своих переживаниях, ошибках, сомнениях, следовали отклики на интернетовских форумах: «Больно много философии». «Будь проще – к тебе люди потянутся». Он не становится проще, слава Богу. Он вообще, на мой взгляд, не хочет вести себя так, как предписывает некий стандарт ожиданий к поведению известного артиста: голливудская улыбка, «Ай эм файн, фэнк ю» (Все в порядке, благодарю вас). Ему чужды тусовки, на которых надо непременно толкаться, улыбаться и знакомится со всеми, и таким образом быть на плаву, в обойме, чтобы видели, чтобы снимали. И лично для себя он считает невозможным жарить котлеты в прямом эфире для пущей популярности.
Как он умудряется оставаться внутренне независимым человеком, будучи представителем одной из самых зависимых профессий? Не знаю, это выше моего понимания. Я не могу понять, могу только почувствовать, отчего актер, который выходит в спектакле «Приворотное зелье» на сцену так, словно возвращается в родной дом после долгой разлуки, решительно ушел из репертуарного театра («А в театре, где лежат друг на друге штабелями и гниют, разве искусство»?). Ну, раз речь зашла о театре…

Театр

Журналистка. «А вернемся к ролям вашего театрального периода»
Страхов. «Эк вы меня по периодам-то разложили».


Нет, я не считаю себя вправе анализировать творчество Даниила как театрального актера в полной мере, оттого, что сама видела всего лишь две театральные работы в его исполнении: Платонова в «Безотцовщине» и влюбленного простака Каллимако в «Приворотном зелье». Жестокость в том, что жизнь театрального спектакля недолговечна вообще, и в век высоких технологий никто не удосужился сделать профессиональных видеозаписей «Петербурга», «Калигулы», «Портрета Дориана Грея». (Или я ошибаюсь?) Стоит ли в очередной раз цитировать чужие рецензии, перессказывать мнения критиков (много ли из тех, кто обрушивал громогласные эпитеты в адрес постановщиков и исполнителей действительно видели спектакли?). И потому все, что скажу, будет кратко, однако только лишь мое впечатление. Даниил обладает невероятным сценическим обаянием и энергетикой, хотя некоторые ценители определяют его манеру как «английскую школу актерской игры».Его герои сочетали в себе невероятную притягательность и отталкивающие пороки. Быть может, длинный ряд сериальных «подлецов-красавцев», которых сыграл начинающий артист, стал многократно повторенным эхом тех культовых героев.
По поводу внешней красоты Страхова сломано немало копий. Природа действительно оказалась щедра к нему:темно-русые волосы, глубокий взгляд серо-синих глаз, удлиненные чуткие пальцы аристократа, волевой подбородок с мучительно-волнующей ямкой. В гордом взгляде, повороте головы – во всем зрители мгновенно почувствовали «породу» - уникальное, практически исчезнувшее из русского генотипа после десятилетий революций и тоталитаризма качество. И голубая кровь здесь не причем, скорее, сознание чувства собственного достоинства, вот, что притягивает в самом актере и в его героях – Платонове, Корфе, Костромитине, Лисневском. Они свидетельствуют о таланте артиста лучше, чем бесконечные словесные баталии его противников и поклонников. Теле и киноэкраны заполнены бесчисленными образцами модельной внешности, но как часто после 10-15 минут фильма красивое лицо актрисы или актера вызывает полное разочарование пустотой, «деревянным» нутром, неким усредненным градусом существования.
В одной из лучших своих ролей Платонова в спектакле Сергея Голомазова «Безотцовщина» игра Даниила обжигала, словно раскаленная лава. Не размытая бесформенная «чеховская тоска», а боль, живая, горячая, словно от только что нанесенной раны. По-моему, глубоко был прав тот, кто назвал спектакль именно «Безотцовщина». В чем источник страданий Платонова в «Неоконченной пьесе…», в других театральных «Платоновых»? «Среда заела». Умный, мыслящий, незаурядный человек погрязает в мелкой трясине, окружен пигмеями – людьми, которые свое существование сводят к наживе, бездумной суете птичника, поддержанию внешнего механического подобия жизни. «Среда заела»- очень удобный тезис, вытверженный наизусть из школьной программе по литературе. Очень удобный для оправдания собственной несостоятельности. Как само собой разумеющийся подавался вывод: стоит только поменять среду, уничтожить прежний уклад, так и исчезнут основания для тоски и уныния. Локус вины смещался на внешние обстоятельства (социальное устройство, надо полагать). А я поняла название «Безотцовщина» как указание на источник боли, сжигающей Платонова – Страхова. Это не-любовь внутренняя, непринятие внутреннее самого себя, источником которого стало отсутствие родительской любви. Ведь сознавал же Платонов в себе и ум, и силу, и небанальный, взрывающий, «гамлетовский» взгляд на окружающий мир. Отчего же не смог, не состоялся? Не звучат ли здесь отголоски боли, счета, предъявляемый самим Чеховым к своему отцу, унижавшему его, бившему, оскорблявшему его в детстве. Разве не говорим мы с родителями, не глядя на то, с нами они или нет, не говорим в те минуты, когда пытаемся осмыслить свою жизнь? Разве не винимся сами за что-то или, напротив, не обвиняем ли их, живых ли, ушедших ли,
в чем-то неправильном по отношении к нам. Откуда могло взяться уважение к себе, принятие себя у Платонова, если с детства он был отвержен, не понят, не любим? С каким ожесточением, одновременно ужасаясь собственному святотатству, выкрикивал Платонов Страхова проклятия родителям, которым оказался не нужен. Он, одержимый стремлением доказать себе и отцу, что достоин уважения и незауряден, рвался в университет, мечтал о великом. Отчего же бросил, отчего же не довел до конца? Учитель. «Отчего же не больше?».
Женщины, окружающие Платонова, буквально выплескивают на него свою любовь и обожание, каждая мечтает «излечить больную душу», привести безумного Гамлета к норме, к душевному покою.. . Он захлебывается под натиском любви, ерничает, принимает одни признания нехотя, другие с издевкой, третьи – как в омут с головой. Он мечется в безумном карнавале, почти пародийно, словно издеваясь над собой и над ними, бросается от одной любовницы к другой. И понимает, что ничего изменить ни в себе, ни в других невозможно. Чужой огонь не согреет разверстую пропасть. Он ломается под осознанием собственной никчемности, ненужности. И чем больше суеты вокруг сломленного спивающегося Платонова, тем разительнее контраст с его опустошенным взглядом, молчанием. Уже ни на что не надеясь, он оскорбляет Осипа, и с облегчением встречает нож убийцы. Он безмерно устал. В глазах стоят слезы, он по-детски растерянно улыбается и произносит: «Так страшно умирать».

… А как добиться того, чтобы сам себя стал уважать? Нужно ли ждать, что внешнее что-то произойдет, ветер переменится? Или опереться о собственную душу, как об архимедовскую точку опоры и перевернуть судьбу? «Если бы знать, если бы знать».

Телевизионные фильмы

Этот театральный градус существования и умение найти нужные именно для кинематографа краски сделали работу Страхова в «Детях Арбата» одной из самых ярких в телевизионном фильме Андрея Эшпая, и одной из самых значительных работ самого актера. Слабый человек, который мечется в железных тисках системы в судорожных попытках выжить, выплыть на поверхность, предавая близких. Шароку не дано раскаяния, но этого героя невозможно заклеймить однозначным приговором. «Тот, кто без греха, бросьте камень». Подробный рассказ об одной из лучших ролей Даниила - Юрия Шарока я поместила на сайте актера,посему предпочитаю не повторяться.

Феномен Владимира Корфа – звездный билет или проклятие?

Признание и любовь тысяч поклонников в разных странах мира пришла к Даниилу именно после роли Владимира Корфа. Страсти по поводу этой роли не утихают до сих пор. Рискну вызвать на себя очередной залп насмешек со стороны некоторых противников Страхова, кои так любят козырять тем, что его поклонницы исключительно лишь фанатеющие девочки-подростки и домохозяйки, но замечу. Меня захватила не только история любви дворянина к крепостной актрисе. Меня поразило то, что появился герой, который может любить так, как об этом мечтают тысячи женщин вне зависимости от возраста. Меня поразило, как Страхов сумел, не нарушая жанра мелодрамы, сыграть путь Корфа – от жестокого, эгоистичного избалованного себялюбца через страдание, преодоление в себе гордыни к самоотречению, жертвенности, умению прощать. Проект «Бедная Настя», на мой взгляд, даже при имеющихся недостатках, стал удачей. После него журналы и газеты запестрели фотографиями Даниила, интервью сыпались одно за другим, и…верно говорят, что «мечтать надо осторожно, иногда мечты сбываются». Чем громче был хор признаний, тем с большим сладострастием журналисты повторяли в отношении Страхова затверженные ярлыки «секс-символ» и «Сериальный красавец». В одной из статей даже роль Лисневского в полнометражном «Перегоне» Александра Рогожкина назвали попыткой реабилитироваться во мнении режиссеров, которые перестали воспринимать Страхова всерьез. ( Надо полагать, автор статьи вообразил себя Господом Богом, которому абсолютно точно известно, как именно относятся ВСЕ режиссеры к актеру Страхову.) Тем не менее сам Даниил в очередной раз не позволил себе соблазниться лаврами, рискнул уйти из сериального производства, чтобы реализовать себя как актера в «полном метре». Фильм Рогожкина, бесспорно, Авторское кино в лучшем смысле этого слова. Работы и самого Даниила, и Алексея Серебрякова, и Анастасии Немоляевой я бы коротко назвала достойными работами в достойном кино. Более развернутый отзыв о фильме «Перегон» и роли капитана Лисневского см. в теме фильма. viewtopic.php?p=7930#p7930 или на сайте фильма https://ruskino.ru/mov/7601 А что же критики? Захотели они всмотреться, задуматься? Увы. Критики на фестивале «Кинотавр» кроме поросенка Тарасика в «Перегоне» увидеть ничего более не захотели, а на самого актера поспешили "наклеить" очередную порцию старых ярлыков".

Суровая беспощадность, с которой относится к себе актер Страхов, заставляет его часто поступать вопреки ожиданиям, ломать устоявшееся представление о собственном имидже как актера. И несмотря на то, что я начала говорить о гамлетизме, этим определением индивидуальность Страхова отнюдь не исчерпывается. Быть может именно человек «Гамлетовского» склада как никто ощущает и ценит вкус, азарт, озорство замечательного театрального хулиганства. Таков единственный на сегодняшний момент спектакль, в котором играет Страхов, - комедия «Приворотное зелье». Многие зрители, помнившие сверхсерьезного аристократа Корфа, первые двадцать минут пребывали в состоянии, близкого к шоку, увидев Страхова в роли простоватого влюбленного Каллимако.Моцартовская легкость, обаяние, по-актерски «вкусные» находки, неожиданные краски – отличают и другого героя Даниила – отважного авантюриста Дронова в «Талисмане любви».

«Громада двинулась и рассекает волны. Плывет…Куда ж нам плыть?»

В студенчестве, в начале театральной карьеры Даниил не раз соприкасался с ролями русской и европейской классики. В кино подобные роли его еще не нашли. Однако именно Даниил по своему внутреннему мироощущению, мировосприятию, на мой взгляд, как никто из современных молодых актеров близок к трагическим героям Достоевского, Платонова, Пушкина, Шекспира. Произойдет ли встреча? Ведает лишь судьба. Однако кого бы ни сыграл Даниил, его герои несут на себе отпечаток гамлетовских размышлений, драматической судьбы. Штамп, набивший оскомину: актеру обычно желают новых интересных ролей. Мне же нестерпимо хочется пожелать Даниилу Страхову встречи с хорошими режиссерами, единомышленниками, которые поставили бы фильмы и спектакли именно на него - разного, думающего, страстного актера.

Наталья Суворина, 18.08.2006.
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!
Аватара пользователя

Natasha Suvorina
 
Сообщения: 3712
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот vak » Вт 21 ноя 2017, 19:20

Очерк нашей форумчанкой Наташей Сувориной был написан более десяти лет назад и как-то затерялся среди прочего в Болталке. Мы думаем, что почитать размышления автора интересно будет всем нынешним форумчанкам и гостям нашего форума, тем более, актуальности он не утратил. :-)
Аватара пользователя

vak
Мoderator
 
Сообщения: 13774
Зарегистрирован: Вт 06 сен 2011, 23:32
Откуда: небольшой европейский город


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот Алёнушка » Вт 21 ноя 2017, 19:20

Такое ощущение, что написано вчера. И как всё в точку. Наташа Суворина - внимательный и талантливый человек. Жаль, что теперь она бывает здесь редко.
Я люблю театр!
Аватара пользователя

Алёнушка
 
Сообщения: 4705
Зарегистрирован: Пн 30 май 2016, 21:05
Откуда: Тюмень


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот Анита » Вт 21 ноя 2017, 19:33

Алёнушка:Такое ощущение, что написано вчера. И как всё в точку.

Даже более, чем в точку. Пророчески. Насчет русской классики, например.
Аватара пользователя

Анита
Мoderator
 
Сообщения: 15529
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот Natka » Чт 23 ноя 2017, 12:54

То же очень люблю это эссе Наташи Сувориной :clap: :rose: :give heart:
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)

"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Аватара пользователя

Natka
 
Сообщения: 4802
Зарегистрирован: Чт 03 ноя 2011, 11:31
Откуда: г.Харьков, Малороссия


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот blir » Чт 23 ноя 2017, 14:44

10 лет назад!
Алёнушка:Такое ощущение, что написано вчера. И как всё в точку.
Не вчера, сегодня.
Мечты - сбываются, желания - исполняются, чудеса - их мы делаем сами, а миром правит Любовь.
Аватара пользователя

blir
 
Сообщения: 3054
Зарегистрирован: Вс 25 май 2014, 19:59
Откуда: Мурманская область


Re: Даниил Страxов. Гамлетизм как свойство русского таланта.

Новое сообщениеот оза » Чт 23 ноя 2017, 16:44

А мне еще очень понравился отзыв на "Перегон" :-)
vak:оза, отзыв про Перегон Наташи Сувориной ты можешь прочитать в теме фильма на 35 странице.
оза
 
Сообщения: 209
Зарегистрирован: Чт 20 июл 2017, 16:45
Откуда: Украина, Харьков


Вернуться в Список форумов

Вернуться в Даниил СТРАХОВ - медиа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1