Для архива (для порядку

)...
...
Кино и Штирлиц
Штирлиц все же побывал в Крыму благодаря фильму Сергея Урсуляка «Исаев» — о молодости легендарного разведчика. Главную роль в 16-серийной картине сыграл «наследник Тихонова» — Даниил Страхов. Действие фильма растянуто во времени на семь лет — с 1921 по 1928 год. За это время молодой и очень сообразительный чекист Всеволод Владимиров (он же Максим Исаев, он же впоследствии — Штирлиц) выходит на след расхитителей драгоценностей и разоблачает валютное подполье белоэмигрантов в Ревеле (Таллине), а потом под именем ротмистра Максима Исаева внедряется к белогвардейцам на Дальнем Востоке. Как раз «дальневосточные и шанхайские эпизоды» снимали в Севастополе и в Ялте.
— Я собственно и стал актером благодаря фильму «Семнадцать мгновений весны» и Штирлицу, которого сыграл Вячеслав Васильевич, — рассказывал на съемочной площадке в Крыму Даниил Страхов. — Он был и остается для меня идеалом сильного и мужественного человека. В детстве я был очарован его игрой, смотрел на него и думал: «Вот, Вячеслав Тихонов сидит в кадре и молчит, и ничего не делает. Неужели я так не смогу?» Хотя в детстве я в «разведчиков» играть не любил… И вот такое удивительное для меня стечение обстоятельств.
По произведениям Юлиана Семенова снято 20 отечественных фильмов и сериалов. Последний советский фильм «Большая игра» (в основе сценария — детективный роман «Пресс-центр») с Владимиром Гостюхиным, Александром Калягиным и Олегом Басилашвили в главных ролях вышел на экраны в 1988 году, и после этого возникла 20-летняя пауза. Дочь писателя Ольга поясняет, что у кинематографистов сохранялся интерес к семеновскому творчеству, просто у нее не было уверенности в успешности предлагаемых проектов, поэтому она с сестрой Дарьей не давала своего разрешения на съемки. И только продюсеры сериала «Исаев» серьезностью намерений ее убедили. За создание телефильма взялся режиссер Сергей Урсуляк, до этого впечатливший всех своей «Ликвидацией». Ольга присутствовала на съемках и даже снялась в небольшой роли — большевички Марии Козловской (кстати, это не первый ее актерский опыт — в 1985-м она сыграла журналистку Киру Королеву в 6-серийном фильме «Противостояние»). Но итоговый результат ее не обрадовал.
— Если бы я не посмотрела «Ликвидацию», ни за что бы не дала разрешение на постановку этого фильма, — говорит Ольга Юлиановна. — Мы с сестрой очень надеялись, что Урсуляк снимет блистательный фильм. Он снял средний фильм. А в чем проблема? Мне кажется, в том, что сценарист решил переписать Семенова — а его переписывать не надо. У Семенова все очень хорошо написано. Ему нужно было просто проработать текст под киношную фактуру. Но он начал сочинять — это болезнь всех сценаристов, поэтому фильм не удался. И потом столько ляпсусов, которые заметили не только историки — например, в одном эпизоде молодой Штирлиц дает паспорт, а там написано «Третий рейх», а это же 20-е годы, еще Веймарская республика. Нельзя экономить на консультантах. И в результате, когда ко мне пришли те же продюсеры с просьбой дать права на следующие съемки (продолжение о Штирлице — его «испанский период»), мой ответ был — нет. И со стороны моей сестры тоже. Потому что при блистательном актерском составе фильм не удался. Семенов всегда одинаково болел и за белых, и за красных — он всюду находил интересные характеры, и получалась трагедия страны. А когда начинаются какие-то тенденциозные переделки Семенова, фильм не получается. Я все же надеюсь, что будет снята картина по роману «Отчаяние» — о том, как Штирлиц вернулся домой после войны и оказался в застенках. Но снимать будут уже под жесточайшим нашим контролем — с условием: я сама буду выбирать сценариста. Нам не нужно по мотивам, нам нужно по произведению Юлиана Семеновича. У него было больше глубоких и интересных мыслей, чем у любого из теперешних молодых сценаристов. Не хочу никого обидеть, но Семенов — это махина, он был историком, и не нужно переписывать историю!...
Весь текст
https://godliteratury.ru/articles/2020/ ... a-shtirlic