Вот еще статья про съемки фильма "Трое и одна и еще один"
Кадры из Мосфильма статьи
источник: журнал «Ваш Досуг»
дата выхода: 16.06.2006
«На территории концерна курить запрещено», - предупреждает табличка у входа на «Мосфильм». Поверить в это нелегко. Что на самом деле происходит за закрытыми воротами главной киностудии страны, узнал наш корреспондент Сергей Синяков.
Сигарета в зубах и пепел на свитере представляются такими же непременными атрибутами всякого киношника, как, например, взъерошенные волосы и привычка мечтательно поглядывать куда-то вбок, как бы наблюдая там, сбоку, еще неснятые фильмы. В общем-то, почти так оно и есть: продюсер Александр Георгиевич Литвинов, со встречи с которым начинается наша прогулка по «Мосфильму», курит непрерывно. Как и все на киностудии. Нервно дымят в просторных коридорах артисты массовки, ожидающие вызова на съемку. Покуривают у подъездов чиновники, шоферы и монтировщики. Курят здесь, кажется, везде, кроме буфета и натурного павильона «Старая Москва» - настоящего города в стиле конца позапрошлого века. Ну, а пресловутая табличка - лишь напоминание о том, что на «Мосфильме» мы имеем дело с миром иллюзий.
КАДР 1.
С заслуженным работником культуры, лауреатом Государственной премии Литвиновым мы, впрочем, беседуем не о табаке, а о российском кино. Общего энтузиазма касательно буйного расцвета отечественного кинематографа осторожный Александр Георгиевич не разделяет: «Да, фильмов делается много, но количеству пора переходить в качество. В год снимаются порядка тридцати картин, и лишь две-три из них окупаются. И то при условии массированной рекламы, какая, например, была у «Дозоров». Сам Литвинов - продюсер весьма успешный: на его счету военно-патриотические фильмы Ермак, «Звезда», «Время собирать камни». Продюсирует он и мелодрамы, в том числе последние фильмы Владимира Меньшова.
КАДР 2.
«Познакомьтесь, это мой муж», - в третий раз, напряженно улыбаясь софитам, произносит немолодая актриса и указывает соседям по столу на благообразного мужчину справа от себя. В одной из студий детально, вплоть до мигающих электронных табло и настоящего книжного ларька с настоящими книжками, воссоздан зал ожидания «Домодедово» - здесь идут съемки сериала «Аэропорт-2». Актеры раскланиваются. Помощник режиссера предлагает снять еще один дубль. Столик ярко освещают софиты. В стороне - ряды пластиковых кресел, на которых томится, изображая зал ожидания, массовка. «Я на съемках уже в восьмой раз, - объясняет мне симпатичная школьница Юля. - Деньгами довольна, четыреста за съемку. Рублей, конечно». Кстати, на такие деньги можно совершенно по-королевски отобедать в местном буфете. Самое дорогое блюдо в меню - семга под молочным соусом (123 рубля).
КАДР 3.
В поисках буфета человек, впервые оказавшийся на киностудии, может и заблудиться. Однако напрасной тратой времени прогулку по коридорам главного «мосфильмовского» корпуса не назовешь, да это и не коридоры даже, а целый музей истории «Мосфильма»: постеры, кадры из фильмов, тематические стенды. Годом основания студии считается1924, когда режиссер Борис Михин снял фильм «На крыльях ввысь». Впрочем, прежде чем обосноваться здесь, студия несколько раз меняла адреса и названия. «Мосфильмом» она стала лишь в 1936-м. Среди стендов с оружием и старыми камерами попадаются и какие-то совсем уж сюрреалистические объекты. К примеру, престранная панорама: внизу - крохотные избушки, над ними, укутанные в ватные облака, нависают огромные православные храмы... И тут же, в нескольких метрах - сувенирной ларек с майками и зажигалками со студийными логотипами и образцами товаров, которые можно заказать в гримерном цехе: от элегантных париков до жутких масок и отрубленных бутафорских рук.
КАДР 4.
Прошлое на территории студии гармонично соседствует с настоящим. На припаркованные перед главным корпусом автомобили смотрят с двух сторон гранитные солдаты времен Великой Отечественной и бронзовый оператор, который жестом словно велит машинам не разъезжаться. Основательная сталинская архитектура уживается с игривым новоделом и стеной, густо расписанной граффити: застывшие в танго дама в красном и златокудрый красавец. Здесь-то мы и встречаем Василия Пичула. Дебютировав «Маленькой Верой» (1991) и сняв в конце 90-х «Небо в алмазах», он долгое время работал на ТВ, где делал, в частности, программу «Куклы». Сейчас режиссер вернулся в большое кино: «Телевидение стало чисто развлекательным, и ориентируется оно, главным образом, на не вкусы народа, а на вкусы администрации Президента, от народа далекой. Я ушел и снял большой фильм «Кинофестиваль, или Портвейн Эйнштейна» по биографическому роману Сергея Конова, который работал переводчиком на московском кинофестивале. Действие происходит в конце перестройки. Это очень важное время для меня. Время последних иллюзий, когда мы свято верили, что все будет замечательно, что мы будем счастливы, сыты и довольны. К сожалению, эпоха оказалась более жестокой по отношению к нам. Что же до моего нового фильма, то это будет такой мюзикл, с песнями и танцами. Музыку написал Шелыгин, слова - поэт Виктор Пеленягрэ. У него есть отличная песня про Путина и Сталинград, и вот эта вот, как же ее... Как упоительны... Черт, как же там...» - «В России вечера», - радостно подсказываю я.
КАДР 5.
В сквере темнеют две старинные пушки, там же стоит самолет, один из тех, на которых летали в Первую мировую войну. По дорожке деловито, словно бы спеша по съемочным делам, пробегает серый кот. «Да, живут здесь несколько котов, - сообщает пресс-секретарь «Мосфильма» Ольга. - Мы их подкармливаем. Только не пишите потом, что их называют в честь режиссеров». Похожее на дворянскую усадьбу, здание «Комплекса для съемок в интерьерах» - на ремонте. Работающих здесь уже несколько месяцев женщин-маляров, похоже, совершенно не трогает необычная атмосфера этого места. «Да многих мы здесь видели... - говорит Ирина, щупленькая улыбчивая женщина в слишком просторной для нее спецовке. - Ну, Абдулов нравится, хорошо снимается. Из русских фильмов люблю «Бригаду» и «Свадьбу в Малиновке». А вот имена современных звезд, например, Даниила Спиваковского, который снимается сейчас на «Мосфильме» в картине Татьяны Воронецкой «Трое и одна, и еще один», Ирине мало о чем говорят.
КАДР 6.
«Трое и одна...» - экранизация одноименной повести Юрия Нагибина о роковой норвежской красавице, вдохновительнице Эдварда Мунка и Августа Стриндберга. Открытый павильон «Старая Москва», построенный для шахназаровского «Всадника по имени Смерть» (здесь же снимали и «Статского советника», и «Гибель империи», и «Мертвые души», и «Доктора Живаго»), на сей раз играет роль Тифлиса. По улицам, мощеным настоящей брусчаткой, вдоль крепких, совсем не похожих на бутафорские, домов прогуливаются люди в национальных грузинских одеждах. В витрине булочной - вполне правдоподобные лепешки. За прилавком, ожидая репетиции, играют в карты учитель географии Николай Петрович, для которого кино - хобби, и колоритный армянин по имени Гамлет, зарабатывающий съемками на жизнь. Гамлет всю жизнь мечтал сыграть Сталина. В прошлом году сыграл - три раза. В закутке за его спиной дремлет, укутанная в черное с головы до ног, женщина. Какой-то брюнет из массовки умоляет бритого наголо крепыша гангстерской внешности слать ему эсэмэски и за каждую обещает порцию шашлыка... «Актеры массовых сцен, ко мне подойдите! - кричит в рупор помощник режиссера Наташа. - Начали! Дама в шляпе с молодым человеком, вы куда так полетели, на работу, что ли!»
КАДР 7.
Даниил Спиваковский в гриме - с накладными усами - и в костюме нервно расхаживает по площадке, разговаривая с кем-то по сотовому. Поверх костюма надет махровый халат - на площадке довольно прохладно. «Мне одинаково нравится сниматься и в кино, и в сериалах, - серьезно говорит он. - Главное - честно относиться к своей работе, а не так, что прискакал на одной ноге, тяп-ляп снялся, а потом люди говорят: нет, не любим мы сериалы. Нельзя халтурить. Последние годы, у меня съемок много. Плюс в театре восемь-девять спектаклей в месяц. Самое главное, что есть удовольствие от процесса. Конечно, приходится себе в разных вещах отказывать. Я, например, не отдыхал шесть лет, но все равно доволен. Отдохнем в старости».
Монтировщики и осветители с изумительной ловкостью разворачивают тяжеленную аппаратуру, готовясь к съемкам следующей сцены. «Они, наверное, дома молниеносно убираются», - почему-то решает фотограф Оксана.
КАДР 8.
Одна из красивейших актрис современного российского кино Виктория Толстоганова - партнерша Спиваковского по фильму «Трое и одна...» - чуть меньше года назад стала мамой и теперь старается работать только с действительно хорошими сценариями. «Вот здесь сценарий отличный, Нагибина испортить сложно. Когда родилась деточка, я поняла, что это прекрасный повод сниматься только в достойных картинах. Неудачные фильмы я стараюсь поскорее забыть. А любимые с удовольствием пересматриваю. Например, «Магнитные бури»...
«Репетируем!» - кричит помощник режиссера. Спиваковский и Толстоганова входят в помещение, «изображающее» гостиничный холл, заказывают два номера. Теперь можно и снимать. Наташа предлагает всем посторонним немедленно покинуть площадку, и мы двигаемся к выходу.
Неподалеку от главного корпуса рабочие сбрасывают с грузовика в мусорный контейнер отслужившие свой срок картонные декорации. Заметив фотокамеру, широко улыбаются - кажется, они совсем не против съемки...
Сергей Синяков
http://www.vashdosug.ru/article_page/5438/