Ещё один фильм посмотрела и вышло вот что:
https://otzovik.com/review_9470657.html
Отзыв: Фильм "Натурщица" (2007) - Однажды в Тифлисе...
12.02.2020
ДОСТОИНСТВА: Актёры, атмосфера, сюжет. Удачная экранизация повести Ю.М.Нагибина.
НЕДОСТАТКИ: Сначала мне было скучно.
Здравствуйте, уважаемые читатели моего отзыва. Фильм "Натурщица" вышел на экран в 2007 году и явился экранизацией повести Юрия Нагибина "Трое и одна и ещё один", однако посмотрела я его недавно. Для меня картина эта необычна: во время и сразу после просмотра впечатление показалось мне бледноватым, но спустя несколько дней мне приятно об этой истории вспоминать. Я сравнила бы фильм с красивым сервизом, который сначала неудобен в использовании, отчего убираешь его подальше, а потом потихоньку достаёшь и привыкаешь изредка наливать в него чай. А ещё лучше сравнить его с картиной, которая не поражает воображение, но к которой почему-то подходишь время от времени и подолгу разглядываешь, о чём-то размышляя.
Чем очень порадовал меня фильм, так это своей атмосферой. Я очень люблю Грузию, хотя никогда там не бывала, но её природа и архитектура, её дух, растворённый в поэзии и музыке, прекрасные грузинские песни и голоса, навевают на меня солнечное, романтическое настроение. Смотря первые кадры, я вспомнила любимые мной с детства рассказы Г. Д. Гулиа, хотя они были посвящены Сухуму, а не Тифлису, представшему на экране. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что эти дивные уютные мощёные улочки с лавками и извозчиками, с юркими черноглазыми ребятишками и шарманщиками - всего лишь декорации, созданные на "Мосфильме"! Дивное ощущение придавали произведению этому картины Нико Пиросмани, история любви которого, с лёгкой руки примадонны российской эстрады, известна наверно всем.
Если говорить о реальных исторических событиях, развернувшихся в картине, то это - июнь 1901 года. Чудесные летние дни, когда приезжие жалуются на жару, сменяющуюся внезапными ливнями, главные герои - элегантная молодая женщина и её респектабельный спутник - решили провести в небольшой уютной гостинице на окраине Тифлиса, куда сбежали от тянущегося за дамой шлейфа знакомств и слухов, ведь она оказалась никем иным, как знаменитой писательницей и музыкантшей, а главное - музой живописцев и литераторов т. н. "прекрасной эпохи".
Авторы "Натурщицы" изменили имя главной героини: здесь её зовут Софья. И знаете, это имя в художественном произведении больше подошло к образу, великолепно воплощённому одной из самых любимых мной современных актрис Викторией Толстогановой. Мне посчастливилось увидеть её в нескольких фильмах: в простенькой мелодраме "Случайные знакомые", в картине "Немец", предстоит встреча в сериале "Обнимая небо". Она мне очень нравится. Но, считая её очень талантливой и привлекательной, именно в "Натурщице" обнаружила я, какая она красавица. Настоящая, похожая на древнегреческую богиню, сошедшую с мраморного пьедестала и обернувшуюся земной женщиной.
Читая аннотацию к картине, я предвзято отнеслась к Софье. Здесь у меня сыграло нечто, роднящее меня с её последним поклонником - Владиславом Эшенбахом: слово "богема" всегда имело для меня оттенок чего-то неприличного, запретного, неприятного. Я никогда не относилась с пониманием к женщинам, уюту и покою домашнего очага предпочитавшим бурные романы с творческими личностями, отчего их часто скромные имена гремели не меньше, чем имена гениев, которым женщины эти служили музами.
Но Виктория Толстоганова смогла преподнести свою героиню так, что я полюбила её. И позже, читая повесть (мне стало любопытно сравнить кино с литературной основой), я отметила, что, несмотря на полную любовных авантюр жизнь, Софья обладала самым важным качеством, какое я ценю в представительницах своего пола, - женственностью. Истинной, пленительной, нежной, беззащитной и властной одновременно.
Этот фильм - не мелодрама. Это драма. История любви Софьи к художнику Эдварду Мунку, показанная нам в её воспоминаниях, у которой не было будущего, как и у рухнувшего брака с С. Пшибышевским. И, как за своё спасение, ухватилась она за богатого и влюблённого в неё мужчину, далёкого от мира искусства, совершенно земного и прагматичного, настолько чуждого всему привычному ей, что даже имени его она не могла запомнить, называя его "мой Эшенбах"... Мне понравилось, как Даниил Спиваковский исполнил роль Владислава Эшенбаха. Актёра я до того не знала. Здесь он явил собой образец застёгнутой на все пуговицы личности, лишённой и чувства юмора, и фантазии, чрезвычайно замкнутой, убивающей строгостью и серьёзностью своей все вспышки весёлости и легкомыслия в его спутнице, похожей на попавшую в клетку райскую птицу.
Мне вспомнилась поговорка о "тихом омуте", когда я наблюдала за ним. Как странно: мужчина, требующий от потенциальной жены скромности, верности и послушания, выбирает себе в возлюбленные полную противоположность своей мечте. Софья - живая, свободная, своенравная, изменчивая - изо всех сил старается побороть в себе свою природу, но все её попытки быть послушной и неприметной ни к чему не приводят. Она старается - он остаётся недовольным. А ведь он и любит её именно потому, что она так отличается от его чёрно-белой мечты.
Пишу сейчас увлечённо, а на самом деле начало картины нагоняло на меня сонливость: пока они предавались неге, проведя добрую четверть сюжетного времени в номере Софьи, а то и в её постели, я сама чуть не задремала. Будильником для меня стало появление на экране любимого актёра, бодрый голос и ясный насмешливый взгляд которого мигом согнал с меня всякую скуку.
Персонаж Даниила Страхова в повести не прописан - о нём упоминается вскользь даже без имени, а в фильме инженер Андрей Николаевич Позднышев имеет свою сюжетную линию, и довольно неожиданную. Ничего выдающегося, кажется, не было в этой роли, но мне было радостно наблюдать, когда Познышев в своей ироничной манере, играючи, выручил Эшенбаха из трудной ситуации, вызвав доверие, как человек тоже здравомыслящий, лишённый иллюзий, как и его новый знакомый, только пребывающий в хорошем настроении и, кажется, не имеющий никаких причин для того, чтобы хмуриться, живя в этом солнечном и гостеприимном городе.
Такая присущая многим персонажам Даниила отзывчивость проявилась и здесь: одним из самых увлекательных моментов стала для меня ночная вылазка главного героя в старинный храм, где его до глубины души задело изображение "моргающего Христа", который "моргал" всем, кроме него. Это было так нелепо для взрослого солидного господина - тайком явиться в храм и прихватить с собой едва знакомого человека с фонарём, у которого дома остались ребёнок и женщина, нуждающиеся в присмотре.
Кстати, браво авторам: здесь почти нет лишних персонажей, и актёры даже в эпизодических ролях оставили приятный след. Нет в повести героини Марии Леоновой, но здесь она добавила красок к общей картине изумившей меня выходкой своей Ольги, запомнилась. Я не закончу писать, если остановлюсь на всех, кто мне ещё здесь понравился. Николая Фоменко знаю давно и отношусь с симпатией, хозяин гостиницы и его служащий - просто "вах"! Мошенник-банкир, колоритная дама с дочками "за соседним столиком"...
Ещё мне пришлось по душе, как чётко построились и сошлись, а затем разошлись все сюжетные линии, ни одного эпизода не оставив напрасным. Озадачившая меня в начале голова бреющегося мужчины, мимоходом прихваченный Позднышевым увесистый свёрток, пистолет, врученный Софьей любимому в знак доверия, и прочие моменты получили объяснения и логическое завершение. Словом "все висевшие на стене ружья выстрелили".
Картина глубокая. В ней есть и символы, к примеру, две луны, в которые верил один и не верит другой поклонники Софьи, есть и романтика, и есть назревающий на протяжении всего повествования конфликт двух миров, к которым принадлежат главные герои.
Когда я смотрела, мне был неизвестен финал, и он меня, признаюсь, ошеломил. Почему? Скажу лишь, что после показавшегося мне скучным начала остальное действие почти захватило меня. И не только тем, что в конце на меня из-под полей шляпы вдруг взглянул будущий Исаев ( фильм С. В. Урсуляка о разведчике был у Даниила Страхова ещё впереди), но и неожиданной развязкой...
Одним словом, картина эта, которую и посмотрела-то только ради любимого актёра, мне пришлась по душе. Больше, кстати, чем повесть: все изменения, внесённые сценарием, на мой взгляд, сделали историю богаче. И я не только советую её к просмотру, но и сама наверно когда-нибудь посмотрю её снова.