Показала маме "Про Веру" и пришла ругаться.
Второй взгляд мой ничего нового не дал, но хочется дополнительно высказаться к тому, что уже писала. Очевидно, что фильм мог бы получиться гораздо лучше и не зря его критикуют. Вот наблюдала за мамой: ей и интересно было, и хотелось смотреть, но сколько было досады и движений "отвернуться и вообще бросить"... Только три последние серии мы смотрели полностью, не перелистывая (моменты с Сергеем и Леной).
Сейчас пишу под впечатлением того, что обсуждали в эти три дня с нею. По горячим следам, с ещё не остывшей головой и с пылающим сердцем. Говорилось много. Это, само по себе, хорошо: значит, картина равнодушной не оставила ещё одного зрителя.
Бог с ним, с сюжетом, у меня к нему мало претензий. Неправдоподобного много, но это кино, а если воспринимать его не как заставляющую думать драму, а как красиво снятое остросюжетное развлекательное, то всё могло быть именно таким и доставило бы массу удовольствия.
Как и мне, маме больше всего не понравился подбор актёров. И из-за этого так и не понятно, стремились авторы вызвать симпатию к... - не поворачивается язык назвать Веру и её брата "светлой стороной" - "пострадавшей стороне", но "обломались", или нарочно сделали эту сторону как можно более отталкивающей?
Может, мы чего-то не понимаем, но нам, как зрителям, хочется выбрать себе любимого (или любимых) персонажа - даже самого обыкновенного, не обязательно мужчину, пусть это будет хорошая женщина или бабулька добрая - и следовать за ним, затаив дыхание, сопереживая ему, желая ему "выбраться живым", как минимум, чтобы это было "наше солнышко" на всё время просмотра. Возможно, это неверный подход, но с этим трудно что-то поделать... Вот такие мы с ней...
Я ещё как-то, впервые смотря, старалась принять Веру (не хотелось обижать актрису, потому что заметно, что она неординарная личность, и наверняка у неё есть безусловные актёрские удачи и ещё будут), делая над собой усилия, а мама прямо и искренне отреагировала: "Она мне совсем не нравится". Что тут поделаешь? Главная героиня, жертва, вынужденная защищаться и мстить... И - не нравится.
Пока она не попала в тюрьму, мама относилась к ней сдержанно (хотя и поражалась её слепоте, о которой и подруга твердила, но здесь можно всё объяснить ослепляющей страстью, вполне оправданной, потому что сказать, что от Максима можно потерять голову и лишиться способности трезво видеть ситуацию, - это ничего не сказать), но после освобождения, когда она превратилась в "роковую женщину" и супер-мстительницу, мама заметно к ней охладела. Более того, чем дальше, тем чаще слышала я при каждом появлении Веры: "Терпеть её не могу", а когда Максим навёл на неё, связанную, пистолет, моя добрая мамочка равнодушно кинула: "Да уж стрелял бы"... Она, представьте, была на стороне Максима, когда он бил её у прокурора... Когда он столкнул её в воду и вытащил, я услышала "молодец" и увидела холодную мамину улыбку - без всякого удивления. Вот такое "сопереживание"...
Мне кажется, всё-таки на роль Веры нужна была другая актриса. Сейчас, уже зная сюжет, присматривалась и видела, как несуразно выглядели вспышки страсти у Максима, обращённые на главную героиню, потому что (конечно, мужчин мне не понять, но...) в Вере не было ничего, что могло бы их объяснить... Как и объяснить интерес прокурора, когда она перед ним крутилась, изображая видавшую виды деловую даму... Мужчины вели себя правдиво, но "предмет"...
Про брата Серёжу - вообще отдельный разговор... Это - самый жуткий промах. Проблема в том, что его в фильме очень много, он всюду, и мама моя постоянно с неприязнью восклицала "опять этот с разинутым ртом" и просила перематывать все эпизоды, где он был без Веры и Максима. Мне даже кажется, что не будь его там вовсе (Лене он был не нужен по сюжету - могли же придумать для депутата левую девицу, какая разница?), смотреть было бы процентов на 50-60 интереснее и приятнее, больше заметны были бы плюсы. Например, изумительная песня звучит в исполнении Анны Герман, подчиняешься этому колдовству... а на экране - Серёжа...
Не то чтобы на актёре крест ставлю... Не всем же быть непременно красивыми и обаятельными. И в жизни мы чаще посредственные, но никому наши истории и не интересны. А от кино лично я жду, чтобы положительный (ну, всё же Вера и Сергей вроде как противостоят злу?) герой был симпатичным. Актёр должен подходить роли и наоборот, ведь того же Г.Милляра А.Роу снимал в роли Бабы Яги, а не Ивана Царевича, но разве это унижает актёра, удачно попавшего в образ? Мама сказала: неужели из всей молодёжи в нашем кинематографе не отыскали на роль брата главной героини внешне привлекательного парня, ладно сложенного, чтобы вышел настоящий кадет, чтобы можно было поверить, что, возмужав, он покорил взрослую тётеньку - Верину подругу... Это была, на мой взгляд, такая простая задача! Там бы вообще любой студент справился... И тогда я, в момент, когда Максим целился в них в лесу, переживала бы за Сергея, за его жизнь, загубленную молодость, а не, забыв обо всех, только любовалась, как страшен и как прекрасен Максим в эти мгновения.
У меня стойкое убеждение, что этот персонаж - лишний, почти ни в одном эпизоде, ни в сюжете в целом на нём нет практически никакой смысловой нагрузки, он везде был как жирные пятна на скатерти: как ни сервируй стол, а всё их видно и всё они портят... В сцене виртуозного падения персонажа И.Скляра (разоблачительное видео), в сцене его самоубийства Сергею было нечего делать совершенно, он просто мешал! А сцены с Василисой после бани, эти похождения с Леной - зачем? Вода, причём мутная, - и ничего более.
Даже обидно, что исполнившие великолепно роли прокурора, Леонида, замечательный Игорь Скляр оказались в этой "размытой" истории. Ведь связанная с ними (о Данииле Александровиче я даже и не говорю сейчас, потому что картину вообще следовало назвать именем его персонажа, с которым всё самое волнующее, обжигающее и запретное здесь связано) часть сериала очень хороша, даже, можно сказать, безупречна, насколько позволял сценарий.
А часть "пострадавшей стороны" была словно специально сделана "абы как"... И мама заметила, что вот хороший следователь Дмитрий, и лицо у актёра правильное - открытое, доброе, с чистыми и ясными глазами, но его как-то невыразительно показали, на него и внимания-то не обращаешь...
Примером этого "спустя рукава" можно назвать и романтические линии. Почему-то постельные сцены с Максимом показали с размахом: где и не требовалось приукрашивать - этот золотой свет, красивейшие линии, гармония, даже при моей антипатии к подобным сценам, не могу не признать, что это было не только жёстко и вызывающе - это было по-настоящему роскошное зрелище. А эпизоды, где Василиса (очаровательная, броская женщина!) пленяется Серёжей... Сколько мастерства потребовалось актрисе, чтобы изобразить, как в её героине просыпается страсть от одного вида человека, которому перед камерой лучше даже не расстёгиваться...
А какое у него самомнение! Саркастическое "Как меня можно не любить?" Максима меркнет перед Серёжиным "Я тебе всё прощаю". Его самооценке и полному отсутствию самокритики (он и словесным самобичеванием-то перед Верой занимался ради того лишь, чтобы выслушать, какой он замечательный) можно только позавидовать. Одно то, с какой гордостью он половину наверно последней серии вышагивал в одних трусах, заставляя нас опускать глаза вовсе не от трепета и смущения. Возможно, я несправедлива, и наверно всё это чересчур резко, но показали его в самом невыгодном свете. И ощущение такое, что нарочно. Только - зачем?
По поводу Даниила Александровича говорили поначалу мало. Мама сказала, что очень интересно почти сразу после "Знахаря" видеть его в таком образе. И то, что она на мой вопрос "Ну что, будем дальше смотреть?", каждый раз активно отвечала утвердительно, целиком его заслуга - ей, видно, было и вправду интересно. Потому что маме не свойственно "смотреть вопреки" - она бы бросила. Ни одного замечания в адрес Максима и его сообщников я от неё не услышала, но выражение её лица было красноречиво: ей почему-то хотелось, чтобы они с Верой расправились, прежде чем самоуничтожиться, такое отвращение та в ней вызывала - увы...
После фильма мама сказала, что в Вере говорила непомерная гордыня (повышенное чувство собственной значимости и исключительности, сначала заставившие поверить в "сказку", что недоучку с посредственной внешностью может полюбить богатый "принц" и поставить во главе своей мега-фирмы, а потом считать, что она - самая пострадавшая, а люди, потерявшие деньги, так себе...), что она нисколько в ней не увидела любви к Максиму (её рассмешили вопли Веры на крыше, адресованные Соне), что если бы она хотела им ответить адекватно, надо было сотрудничать со следствием, потому что и Дмитрий, и Саша - этот отличник - были молодцы, и это была их задача, и они над ней бились, а она только мешала, да ещё под монастырь подвела своего героя-спасителя, которого якобы... что она там "пела" Максиму в лодке про любовь "к другому"?
Сочувствие, как ни парадоксально, вызвали у мамы Верины противники. Особенно - их жёны, дети Максима. Ответить по закону - да, но то, что она с ними сделала... Какую травму на всю жизнь оставила в Соне (да, прежде всего виноваты родители, но какое право имела Вера вторгаться в их отношения?).
Самые же сильные эмоции вызвал, безусловно, персонаж Даниила. Про его игру она вообще промолчала, потому что это просто не обсуждается. Мы наблюдали за "чёрным триумфом" Максима, за поставленной им точкой с чувствами и неотвратимости, и боли, и справедливости происходящего, и, в конце концов, - восхищения... Главное, что отметила в нём мама ещё на шестой серии, - это невыносимая тоска в глазах и пустота от осознания, что он потерял всё, и ей виделось, что притяжение его к Вере в период их противостояния было в большей степени не любовью и не страстью, а желанием заполнить внутреннюю пустоту человеком, который эту пустоту спровоцировал. "Ты видела, какие у него глаза? Как он смотрел на своих детей, и как - на неё?" Маму, одним словом, потрясло...
В финале после того, как Максим разбился, она отвернулась, сказав, что больше смотреть не на что: "Эти двое мне безразличны" (про следователя опять забыли...).
Кстати, обращала её внимание на золотые панорамы города, но знаю, что она, по своему обыкновению, мало впечатляется такими картинами. Она слушала меня и думала о чём-то другом, кивая... Музыка тоже прошла у неё незамеченной (просто очень хороший, подходящий настроению фильма фон, особенно в финале).
Признаться, много сомневалась, знакомить ли её с этим фильмом. Я его в целом - не люблю. Но до чего же люблю эту его роль. Этот отрицательный герой стоит многих положительных. Сюжет ещё зимой маме пересказала и обо всём предупредила... Но всё же мы посмотрели. И очень я этому рада, потому что для мамы стало открытием, как Даниил Александрович, которого она видела в образах самых любящих и самых благородных, может выражать своей удивительной игрой и ярость, и отчаяние, и цинизм, и смертельную тоску, не только всё самое лучшее, но и самое худшее в человеке. И мне очень приятно, что в отношении этой его работы у нас с нею снова полное единодушие: это его персонаж вёл нас за собой, его эмоции, его всё возрастающее нервное напряжение откликались в нас так, что в последней серии тесно стало сердцу, в котором он никому не оставил места, это его гибель (и сыграно, и показано было грандиозно), несмотря ни на какие мысли о справедливости, вызвала у нас слёзы.
"Кончаю! Страшно перечесть..."
Опять "много букв"... Зато полегчало.
Сегодня я остановилась больше на недостатках. Но это оттого, что мне сильно не всё равно, что произведение, в котором задействован мой самый любимый актёр, выполнивший свою задачу на уровне высочайшем, получилось в итоге таким неровным, сильно уступающим многим картинам, где Даниил Александрович снимался. Потому что роль Максима - одна из самых ярких и незабываемых в его биографии. Думаю, он и сам прекрасно понимает, что ролью в данной картине может гордиться.
Вряд ли мама моя станет снова когда-нибудь "Про Веру" смотреть. Слишком безысходно. А я, разумеется, к Максиму буду возвращаться.