Документ.фильм «Москва-Берлин»

Фильмы с участием актера Даниила Страхова

Moderator: Модераторы

User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18441
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by vak »

Вы знаете, а меня немного удивляет тот факт, что эта документальная серия не сохранена на канале Культура в разделе Видео. То есть, "кто не посмотрел, тот опаздал?" :-)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natka
Posts: 8028
Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
Location: г.Харьков, Малороссия

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Natka »

Ну, может, ещё выложат. Попозже. Там не всегда сразу передачи выкладывают. По крайней мере, мне бы хотелось, чтобы выложили :-)
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)

"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Волшебная
Posts: 3489
Joined: Wed 16 Jan 2013, 22:05

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Волшебная »

vak wrote: Не знаю, внятно ли я смогла объяснить. Одно могу сказать, в России очень мало знают о послевоенной и современной Германии. А еще вернее – ничего. Не скажу, что я о ней знаю много, но после моего приезда сюда «дистанция огро-о-о-омного размера» в моих познаниях была преодолена и продолжает преодолеваться.
Валя, спасибо за твои объяснения.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18446
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Анита »

Сегодня потратила ночь на то, чтобы посмотреть программу "Наблюдатель" и "Наши матери, наши отцы". Не смею судить о правомерности вопроса Даниила, может быть, действительно не очень корректного. Но лично я благодарна за то, что он начал этот разговор - потому, что иначе не узнала бы о существовании такого фильма. А так - фильм я посмотрела, и рада, что сделала это. Причем не потому, что это ОН сказал, и я, фанатка, побежала смотреть указанное, а потому, что это сказал человек, который дал мне важную, интересную для меня информацию. Наверное, Даниил именно и хотел, чтобы этот разговор слышали. Хотя, опять-таки, не сужу о том, насколько это было тактично. Для меня важно то, что этот нетактичный вопрос задал неравнодушный человек, которому на самом деле интересна эта тема, который искренне хочет понять, в отличие от некоторых внешне корректных, но равнодушных людей. Вообще, весь разговор в студии был для меня интересен.
vak wrote:Если бы какого-нибудь россиянина где-нибудь в Чехии на телевизионном ток-шоу спросили: «как вы относитель к тому, что в 1968 году в Прагу вошли советские танки?»
Не знаю, может быть, я тоже бестактна, но я бы ответила то, что думаю. Я отношусь к этому безусловно плохо. А как еще можно к этому отнестить? Другое дело, что лично я не могу нести за это ответственности, потому что просто была маленькая. Но ответила бы правду, и мне не кажется, что в этом была бы обида для страны. Хотя, конечно, ситуации разные и менталитеты разные.
Natka wrote:И почему, если «И у нас были Гитлер и фашизм, а значит, гордиться нам нечем.» Это сказал молодой человек двадцати лет, рожденный не просто после войны, но даже уже и после объединения Германии". Я вот этого тоже не понимаю. Какое-то "самобичевание". По-моему это тоже не правильно и может вызвать обратный эффект. имхо
К сожалению, не могу привести источник, дело давнее. Но в одной программе я слышала рассказ журналиста, который беседовал в приватной обстановке с молодым тридцатилетним немцем. И тот "не на камеру" сказал: "Слушай, а почему я должен чувствовать себя виноватым? Тогда ни меня, ни моих родителей на свете не было! Я все понимаю, есть историческая вина, но она именно историческая. Мы никогда не должны забывать о том, что было, и не допускать повторения! Но это другое. Почему мы, даже не жившие тогда, обязаны вечно жить с тяжким грузом вины? Я никому ничего не сделал! И мне это попросту начинает надоедать".
И я подумала, что ведь и у меня были сходные мысли по поводу, скажем, Прибалтики. Ни я - более того, ни мои родители, бабушки и деды - не сделали жителям этих стран не только ничего плохого, но и вообще не имели к ним отношения. Никто из нас не служил в НКВД и не занимался репрессиями. Может быть, старшее поколение - бабушек и дедушек еще и можно "исторически обвинить" - как же они жили в таком государстве? (Хотя где им было еще жить, и, собственно, как? Честно говоря, я не думаю, что, например, родители отца, всю жизнь прожившие в деревне, изначально вообще четко представляли, где такая Эстония или Латвия) Может быть, можно предъявить вину родителям? При них заключили пакт Молотова-Риббентропа. Правда, они в школе тогда учились. Их юность пришлась на войну, но мама не воевала, а папа в Прибалтике не был. Ну, а я родилась у них достаточно поздно, и тем более "не при делах". За что на нас с подругой, приехавших еще совсем девчонками на две недели по путевке в Литву, смотрели с почти нескрываемой неприязнью (не хочу сказать - с ненавистью)?
Как быть? Нет, теперь я все понимаю, понимаю историческую вину, понимаю чувства "братских народов", которых насильно загоняли в это братство. И не оправдываю свое государство. Но и жить с ощущением, что вот, я русская - и виновата, не считаю возможным и правильным. Или с ощущением - я родилась в СССР, и виновата. Это тоже, как сказал тот немец, начинает надоедать. Не знаю, может быть, я неправа... Но мне все время вспоминаются слова Сергея Урсуляка по поводу красных и белых: "Одна половина страны бегает за другой, и бьет ее по голове за то, что та плохо покаялась". Так вот, я подумала, что если все начнут каяться потому, что им это внушили с детства, как условный рефлекс, так же, как раньше внушали, что "дедушка Ленин" (или великий фюрер) - светоч мира, в конце концов возникнет подспудный вопрос: а точно ли так? И незаметно начнется обратная реакция, потому что - сколько же можно слышать, что твоя страна - "плохая"? Все это, как вы понимаете, чисто субъективные мои рассуждения.

Вообще, тема, конечно, громадная. И даже не знаешь, "за что хвататься". За фильм "Наши матери, наши отцы"?.. Пожалуй. По-моему, это действительно хорошее кино. И разговоры о его недопустимости по меньшей мере, неумны. И тем более удивительны, что у нас давным-давно читали книгу Ремарка "Время жить, время умирать". А что, собственно, принципиально нового показано в этом фильме? Сцена насилия в лазарете? Скажу откровенно - я в нее не поверила, и не потому, что этого в принципе не могло быть. Не потому, что были показаны "плохие" русские. А просто потому, что это были вообще не русские, какими бы их ни хотели показать - плохими или хорошими. Они выглядели примерно так, как в советском кино изображали немцев где-нибудь в "Подвиге разведчика". Пусть бы уж на этот эпизод пригласили российских актеров! Играл же Алексей Гуськов в фильме "Четыре дня в мае". А кстати, может быть, это тоже субъективно, но в "Немце" я была уверена, что сослуживцев главного героя играют немецкие актеры, и поразилась, узнав, что наши. Они абсолютно органично смотрелись рядом с ним. Их немецкие коллеги, сняв действительно отличный фильм, в данном случае, на мой взгляд, "прокололись". А артисты, сыгравшие ребят - замечательные. В конце мне подумалось, что можно было бы сделать монтаж-нарезку кадров-воспоминаний из "Наши матери, наши отцы" и "Дети Арбата". Так похоже, и так больно.
А что до насилия, оно было с той и с другой стороны. И не думаю, что французы в 1812 году в России действовали по-другому. А русские в 1814-м - во Франции. Война проявляет все, что есть в человеке. Плохое и хорошее. Хорошее и плохое. Человек грешен и слаб. В нем уживается все. Как это говорила Жанна д'Арк в "Начале"? Человек мерзок и низок, но сегодня он совершает мерзость, а завтра погибает, спасая ребенка из-под копыт лошади, и становится светлым, как ангел? Были те, для кого насилие было чем-то естественным. Были те, для кого это было невообразимо. Были и те, кто действительно совершал мерзость, а назавтра жертвовал жизнью ради кого-то. Те, о ком вспоминают с ненавистью, и те, о ком вспоминают с благодарностью. На каком-то форуме я вчера прочла: "У каждого своя правда, а истину мы вряд ли когда-нибудь узнаем полностью". С этим можно спорить, но над этим нельзя не задуматься...

Вот еще, о чувстве вины... Оно у каждого свое. Опять же, не могу указать источник, слышала это лет восемь назад, но был по радио отрывок из книги одной немецкой писательницы, которой на момент окончания войны было 15 лет. Она вспоминала, как их, школьниц, возили на сельхозработы, убирать турнепс или что-то еще. И вот, их привозили на автобусах, и оставляли работать в поле, а в два часа привозили горячий обед. Рядом с ними работали женщиы из соседнего концлагеря. Они были мало похожи на людей, и их никто не кормил. А когда девочки садились обедать, они продолжали работу. И вот эта писательница сказала, что она не может нести ответстсвенности за своих дядей и отца, воевавших на Восточном фронте. Но у нее есть своя личная ответственность за то, что она, уже достаточно взрослая девочка, даже не подумала тогда, что рядом с ней - люди. Что они не вызывали у нее никакой реакции. Ни ненависти, ни сочувствия. Они выглядели ужасно, но ни ей, ни подругам даже не приходило в голову ни одного вопроса. Им было попросту все равно. И вот за это, сказала эта женщина, я чувствую свою личную вину. И, по-моему, именно это и правильно.
Я чувствую личную вину за то, что давно, в середине 90-х, жила параллельно с тем, как наше правительство развязывало войну в Чечне. Да, я мало что могла сделать. Но вот, я помню, у нашего метро молодые люди собирали подписи. А я торопилась. Да и вообще как-то стремно... Я понимаю, что вряд ли бы это что-то изменило. Но я и не попыталась изменить. Я не подумала. Не дала себе труда подумать. И это моя личная вина. Моя, а не правительства, не государства, за действия которых я не отвечаю. С них Бог спросит за свое, а с меня - за свое. Но спросит.

Вот не остановиться. Еще хочется толкнуть речь про обиду. Что подобные фильмы, мол, оскорбляют чувства. Ой, это сложный вопрос! Все балансирует на такой тонкой грани, что почти невероятно не свалиться в ту или другую сторону. Где заканчивается осознание той самой исторической вины и начинается самоуничижение? Не знаю. Где, например, граница между благодарностью союзникам, и безропотным признанием того, что весь мир спасла Америка? Или между священной памятью о погибших и невозможностью сказать правду о том, как было? Не знаю, не знаю, не знаю...
Я помню слезы старой женщины, позвонившей на радио, когда там обсуждали очень хороший, по-моему, фильм "Штрафбат". Она просто не была способна спокойно что-то выслушать. Когда ей попытались объяснить, что в фильме присутствует некоторое художественное допущение, элемент фантазии, она прорыдала в трубку: "Дождитесь нашей смерти, а потом фантазируйте, как хотите!" Что делать? Ведь "Штрафбат" снят с искренним желанием поклониться погибшим. Но старым человеком владеет обида. И объяснять ему что-то сейчас - все равно, что объяснять ребенку. Отчасти потому, что - возраст, просто возраст, и заводить такие разговоры поздно. А во многом потому, что в начале 90-х совершили преступную глупость, назвав советских солдат "красно-коричневыми". Когда стали писать, что молодые люди, жертвовавшие жизнью, были просто глупенькие и одураченные сталинсокй пропагандой. Тогда фронтовики и свидетели войны были еще значительно моложе и социально активнее, и не могли пропустить это мимо ушей. Они были оскорблены до глубины души. (А моя вина, кстати, в том, что и тогда я не попыталась ничего сделать) И это на фоне всего происходившего в стране, идиотских попыток переломить общественное сознание через колено, финансовых кризисов, положения унизительной бедности, в которое тогда попали многие. Вам не кажется это знакомым? Не об этом ли говорили участники "Наблюдателя"? Когда человек унижен, и в нем громко говорит обида, он никогда не пойдет за тем, кто его унижает. И уже не будет разбирать, кто прав, кто виноват, кто хотел обидеть, а кто не хотел. Он не будет воспринимать "горькую правду", потому что его оскорбили. И если найдется кто-то, кто вернет ему самоуважение, он пойдет за этим "кем-то". К счастью, у нас пока такого пока не нашлось, а те, кто нашлись - слишком мелкие.
Так вот, я про что... Это - старшее, уходящее поколение. Но и молодые выросли в атмосфере нравственного кавардака, о котором долго говорить нечего, все и так его прекрасно видят. Плюс развал в экономике. Им не на что опереться. И одни начинают мечтать, как бы свалить из "этой гр...баной страны", а другие, наоборот, ищут опору, но часто неверно и неудачно. Похожа ситуация? Похожа. Но что же делать? Я подозреваю, что выхода, как такового, нет.
И, когда слышишь разговоры о "Рашке", о том, как ничего у нас нет и не было хорошего, о том, что мы совки, о том, что все советское надо "выплюнуть, как комок слизи" (на днях прочитала), что мы, действительно, чуть ли не виноваты в том, что сдуру вздумали защищаться в ту войну - опять же, как сказал тот немец, "начинает надоедать". И можно понять ту немецкую женщину, которая отказалась участвовать в фильме, потому что, видимо, побоялась, что ее осудят - как это, сказать, что тебе тогда было очень хорошо? А мне вот было хорошо в моем детстве, и я не вижу причины отрекаться от этого. А где грань, где грань между тем, что я не отрекаюсь от страны, в которой я выросла, и неприятием всякой критики? Это сложно, это трудно, но надо как-то пытаться ее найти. Может, в этом единственная надежда? Если она есть вообще. Мир развивается по спирали...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natka
Posts: 8028
Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
Location: г.Харьков, Малороссия

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Natka »

Аниточка, вот просто ГРОМАДНОЕ тебе СПАСИБО! :daisy: :rose: :give heart: ППКС
Last edited by Natka on Sun 21 Apr 2013, 19:00, edited 1 time in total.
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)

"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Слава
Posts: 4049
Joined: Sun 24 Mar 2013, 19:57
Location: Санкт-Петербург

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Слава »

Анита,вот честно, :applause: :applause: АПЛОДИСМЕНТЫ,АПЛОДИСМЕНТЫ!От чистого сердца!
Подлинные чудеса не шумны и самые важные события очень просты.
(Экзюпери)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18446
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Анита »

Да это вам всем аплодисменты, сподвигли на раздумья! И съемочная группа "Москва - Берлин", и участники "Наблюдателя", и создатели фильма "Наши матери, наши отцы", и вы, кто так горячо обсуждал все это. Легла сегодня в восьмом часу утра, но не жалею.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
snejok
Posts: 2731
Joined: Fri 15 Mar 2013, 11:26

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by snejok »

Анита сказала все!
"Про Красоты не надо говорить.Чтобы не плакали те, которым она не дана.
Красота должна быть везде, вокруг и нам в сердце..."

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18441
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by vak »

Анита wrote:Но в одной программе я слышала рассказ журналиста, который беседовал в приватной обстановке с молодым тридцатилетним немцем. И тот "не на камеру" сказал: "Слушай, а почему я должен чувствовать себя виноватым? Тогда ни меня, ни моих родителей на свете не было! Я все понимаю, есть историческая вина, но она именно историческая. Мы никогда не должны забывать о том, что было, и не допускать повторения! Но это другое. Почему мы, даже не жившие тогда, обязаны вечно жить с тяжким грузом вины? Я никому ничего не сделал! И мне это попросту начинает надоедать".
И я тоже с этим согласна. Но он это сказал "не на камеру", как ты написала. А скажи он такое на камеру... Даже представлять не нужно, что бы началось. И так ясно. Наверное, он не одинок в своих суждениях. И не потому что они все эту свою историческую вину и ответственность выставляют только для публики, и надели на себя ради демонстрации некую скорбную маску виновных, как некоторые, может быть, думают, а потому, что иначе они не могут. По крайней мере, в Европе правильно их никто не поймет, если они - молодое поколение - открыто такие вещи будут заявлять, и мои примеры тому свидетельство. Прав и этот молодой человек, но если и он где-то будет на камеру признавать вину своего государства - это не будет лицемерием и двуличием. Это трудно понять, это вопрос ментальности, о котором мы уже так много говорили. Да, молодое поколение воспитывается с этим чувством вины, но это не значит, что это целенаправленная политика государства в воспитании. В образовании цель одна - показать молодому поколению суть и опасность фашизма. Именно поэтому в школьной программе так много времени уделяется этой теме, не несколько часов, а несколько месяцев. Именно поэтому посещение концлагерей входит практически во всех землях в обязательную школьную программу. Именно поэтому не разрушен и не закрыт ни один концлагерь - они все памятные места, все открыты для посещения, к ним можно доехать на общественном транспорте. И они никогда не пустуют, там всегда люди: приходите, смотрите и в вашей воле и силе не допустить больше такого.
И проповеди, о которых говорил профессор Катцер, всеобщие молебны (я бы назвала их молебнами за исцеление нации от греха во искупление вины, если так можно выразиться) - это не показуха, это позиция церкви и верующих.

Но и не должно складываться впечателение, что все немцы чувствуют себя униженными из-за этого осознания вины. Нет, они вполне самодостаточны и с присущей им практичностью и трудолюбием построили себе безбедную жизнь, сделав все-таки действительностью чаяния своих гениальных философов. :-) Доказали всему миру, что они вполне миролюбивы и для всего мира могут много чего сделать, не говоря уж о том, что львиная доля финансов Европейского фонда - это деньги немецких налогоплательщиков. Ну, это уже уклон в политику, поэтому я закругляюсь.
А если быть краткой, то это все из того тезиса, о котором Анита написала в Поболтаем - постарайся понять, и если не принять, то просто уважать другое мнение, другое мировоззрение. И мне кажется, во многих странах, и в России в том числе, есть достаточно людей, которые придерживаются именно такой позиции.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natka
Posts: 8028
Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
Location: г.Харьков, Малороссия

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Natka »

vak wrote: В образовании цель одна - показать молодому поколению суть и опасность фашизма. Именно поэтому в школьной программе так много времени уделяется этой теме, не несколько часов, а несколько месяцев. Именно поэтому посещение концлагерей входит практически во всех землях в обязательную школьную программу. Именно поэтому не разрушен и не закрыт ни один концлагерь - они все памятные места, все открыты для посещения, к ним можно доехать на общественном транспорте. И они никогда не пустуют, там всегда люди: приходите, смотрите и в вашей воле и силе не допустить больше такого.
И проповеди, о которых говорил профессор Катцер, всеобщие молебны (я бы назвала их молебнами за исцеление нации от греха во искупление вины, если так можно выразиться) - это не показуха, это позиция церкви и верующих.
А вот это они очень правильно сделали и думаю, что это куда более действенно - такая вот возможность своими руками "прикоснуться к прошлому" :great: И по-моему нам стоит этому поучится и перенять этот очень полезный опыт ( а то мы все время что-то не то "перенимаем" имхо ;-) ). И это было бы, на мой взгляд, лучшей благодарностью тем миллионам солдат, которые своими жизнями заплатили за то, чтобы мы могли жить. А вот насколько мы достойны этой жертвы и как мы проживаем эту, оплаченную их жизнями, нашу жизнь - это зависит уже от нас самих. И отвечать за то как мы живем и как распорядимся "наследством", которое они нам оставили - тоже нам. имхо.
vak wrote:Но и не должно складываться впечатление, что все немцы чувствуют себя униженными из-за этого осознания вины. Нет, они вполне самодостаточны и с присущей им практичностью и трудолюбием построили себе безбедную жизнь, сделав все-таки действительностью чаяния своих гениальных философов. :-) Доказали всему миру, что они вполне миролюбивы и для всего мира могут много чего сделать, не говоря уж о том, что львиная доля финансов Европейского фонда - это деньги немецких налогоплательщиков.
Искренне рада за немецкий народ. Хотелось бы то же сказать и о нас. Но пока не могу. Хотя с гениальными философами у нас тоже вроде неплохо, а вот с воплощением их чаяний в жизнь...пока как-то не очень.имхо
Last edited by Natka on Sun 21 Apr 2013, 21:35, edited 2 times in total.
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)

"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Даша
Posts: 93
Joined: Thu 24 Feb 2011, 17:05
Location: север

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Даша »

Ой, вы тут уже так много написали, так много правильных, хороших вещей, что я себя чувствую как "со свиным рылом в калашный ряд". :oops: Но не могу поделиться своими размышлениями, однако они немного в стороне от всего вышесказанного.
Конечно же, спасибо создателям фильма "Москва-Берлин". Лично для меня многие вещи, прозвучавшие в нем, стали открытием. Т.е. я и раньше понимала, что не могли люди так просто взять, собраться и пойти убивать других людей. Возникал вопрос: это ж до какой степени надо было голову задурить? Теперь, после просмотра, многое стало яснее.
По поводу отношения ко всему этому в современном обществе - очень сложная тема, я даже не берусь что-то утверждать. Безусловно, понятны чувства людей, не понаслышке знавших о войне. Моей бабушке было 4 года, когда началась война. На ее глазах расстреляли двух стариков, чьи сыновья были в партизанах. После отступления немцы сожгли всю деревню, бабушкин здоровенный дом и сад, естественно, тоже были уничтожены, так что им пришлось жить в землянках. Когда бабушка видит по телевизору современную Германию или немцев, она говорит: "Немцев терпеть не могу. Знаю, что это уже не те, а все равно не люблю". И ее мнение не может изменить даже то, что один из солдат чуть не убил ее саму, а другой дал ей кружку молока. Когда она смотрит фильмы, где немцы показываются людьми, а не машинами для убийства - она не отрицает это и всегда говорит, что среди них были хорошие люди. Но это частные случаи, а в целом - "немцев терпеть не могу".
Не знаю, что уж тут говорить, если даже во мне, родившейся спустя полвека после окончания войны, слова "Германия", "немцы", "Берлин" и т.п. где-то на глубинном подсознательном уровне вызывают неприятие? И это при том, что никто никогда мне не говорил, какие плохие немцы, какие они жестокие, и тем более не говорил, что и сейчас они такие. Я сама так вовсе не думаю, напротив, но это ощущение живет внутри меня, и от него не избавиться. Не скажу, что мне это предубеждение приятно, но, во всяком случае, разумом я с ним борюсь.
Хотя, с другой стороны, у меня складывается впечатление, что моему поколению все это совершенно безразлично. "Какие немцы, какая такая страшная в прошлом Германия", или, еще хуже, "да вообще надо было, чтобы Гитлер победил", и т.д. и т.п. Т.е. никаких антипатий они не испытывают. Я не говорю про всех, но про большую часть. Это уже куда-то в другую сторону тема уходит, но определенная историческая память должна быть! А тут - хорошо, если дату начала войны вспомнят. Помню, как весь класс на уроке истории совершенно серьезно не мог сказать, кто победил в Гражданской войне: красные или белые. Я молчала, наблюдала. В итоге склонились к мнению, что все-таки это были белые. Учительница даже ничего не сказала - видимо, уже привыкла к подобному.
Конечно, не все такие, есть и те, кто интересуется историей, и тем более не забывает о подобных вещах. Но общее впечатление именно такое - вот он Я, я живу и что-то делаю, а что было до меня и что будет после меня, неважно, хоть трава не расти. Не знаю, во что через пару десятков лет все это выльется. Конечно, определенное равнодушие к происходящему/произошедшему, как и ярый фанатизм, всегда были, главное, чтобы мера во всем соблюдалась, иначе новых бед не избежать, ИМХО.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18441
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by vak »

Анита wrote:vak:Если бы какого-нибудь россиянина где-нибудь в Чехии на телевизионном ток-шоу спросили: «как вы относитель к тому, что в 1968 году в Прагу вошли советские танки?» Не знаю, может быть, я тоже бестактна, но я бы ответила то, что думаю. Я отношусь к этому безусловно плохо. А как еще можно к этому отнестить? Другое дело, что лично я не могу нести за это ответственности, потому что просто была маленькая. Но ответила бы правду, и мне не кажется, что в этом была бы обида для страны. Хотя, конечно, ситуации разные и менталитеты разные.
Скажу из собственного опыта. Не хочу никого обидеть или кому-то указать пальчиком. Надеюсь на понимание. Процитировала Аниту, не потому, что хочу возразить лично ей. Взято как пример.
О таких ситуациях легко рассуждается теоретически. Практически - как-то чувствуешь совсем иное. Когда тебе задают так называемый провокационный вопрос, и на тебя смотрят хотя бы пара десятков пытливых и не всегда к тебе понимающе и благожелательно настроенных глаз – смелость исчезает, а правдивость кажется совершенно неуместной – тогда придется читать лекцию по истории СССР. Честность? – уместна и нужна, только больше для себя и с самим собой. А здесь собранность, нерастерянность и главное - логика в твоем ответе, быстрая реакция, убедительность, и при этом сохранить свое собственное личное достоинство и достоинство своей страны. Не забывайте - чувствовать себя русским, например, в своей собственной стране и русским (если ты с головой на плечах – я не имею в виду «новых русских» на курортах и с пальцами веером, они уже и так «хорошую» репутацию нам создали) за границей – это не одно и то же. Это касается представителей любой национальности – в этом мы все братья и сестры. И ответить нужно так, чтобы тебе поверили, потому что от этого зависят твое дальнейшее отношение с этими людьми и в общем-то, как бы ни пафосно это звучало, к твоей стране в целом. Стереотипов во всем и везде хватает. И что самое-то обидное, никого и не интересует, несешь ли ты сам за все это какую-то личную ответственность. Вопрос-то задают о стране. Вот за страну и отвечай.
Hidden text:
Мне вопросов конкретно о Чехии не задавали, но когда я вела интеграционные курсы для мигрантов, то вопросов о внутренней и внешней политике ССССР разных времен, в том числе военных и послевоенных, о КПСС, о лидерах государства, об отношениях с Германией (!) выслушала бесчисленное множество. А мигранты – это выходцы из Ирана, Ирака, Афганистана, практически всей Европы и т.д. и т.п. Ответы типа «я не историк, я в этих вопросах не разбираюсь» не принимаются. Выскажи свое мнение! И вот в такой ситуации свое мнение высказывать очень сложно. А еще и положение обязывает – ты же не турист на отдыхе. Хотя, наверное, и туристы не должны забывать о чувстве собственного достоинства. К чему я это все? К тому, почему я заострила внимание на этом вопросе Даниила. Я прекрасно понимаю, что испытывал отвечающий на него.
А о том, сколько мне приходится отвечать на вопросы немцев Почему? И Как? (о России), я вообще молчу. Но вывод сделала давно, собственно, я с этой мыслью сюда и приехала: во-первых, не лезть со своим уставом в чужой огород; во-вторых, если хочешь иметь нормальные отношения с местным населением (в общем смысле этого слова), нужно хотя бы немного знать его особенности (читай: менталитет), культуру, законы, устои. То же самое относится и к отношениям между государствами и народами. Но это я уж совсем о прописных истинах говорю.

Короче, девочки, тяжела она, шапка Мономаха, когда приходится ее надевать. :oops: Но надо же что-то с этим делать, учиться как-то ее удерживать – и вот так всю жизнь... :-)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18441
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by vak »

Даша wrote:Не знаю, что уж тут говорить, если даже во мне, родившейся спустя полвека после окончания войны, слова "Германия", "немцы", "Берлин" и т.п. где-то на глубинном подсознательном уровне вызывают неприятие? И это при том, что никто никогда мне не говорил, какие плохие немцы, какие они жестокие, и тем более не говорил, что и сейчас они такие. Я сама так вовсе не думаю, напротив, но это ощущение живет внутри меня, и от него не избавиться.
Вот это, Даша, и есть она самая историческая память. У нас - победителей - она такая, а у них - побежденных - своя. Как ее блокировать? Наверное, совсем - не нужно, а направить ее в "положительное русло" можно только совместным трудом на сближение и взаимопонимание. Этому способствуют, в том числе, и такие тематические недели стран и подобные фильмы как Москва - Берлин.
Даша wrote:Не знаю, во что через пару десятков лет все это выльется. Конечно, определенное равнодушие к происходящему/произошедшему, как и ярый фанатизм, всегда были, главное, чтобы мера во всем соблюдалась, иначе новых бед не избежать, ИМХО
Тоже уже много раз высказывалась здесь по этому поводу, повторюсь: через всеобщее воспитание общечеловеческих ценностей, прежде всего. Через общую национальную идею-цель. И ведь это все не ново... Кто бы только вспомнил об этом...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natka
Posts: 8028
Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
Location: г.Харьков, Малороссия

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by Natka »

vak wrote:К тому, почему я заострила внимание на этом вопросе Даниила. Я прекрасно понимаю, что испытывал отвечающий на него.
Валя, но ты же имхо сама и ответила:
vak wrote:А о том, сколько мне приходится отвечать на вопросы немцев Почему? И Как? (о России), я вообще молчу. Но вывод сделала давно, собственно, я с этой мыслью сюда и приехала: во-первых, не лезть со своим уставом в чужой огород; во-вторых, если хочешь иметь нормальные отношения с местным населением (в общем смысле этого слова), нужно хотя бы немного знать его особенности (читай: менталитет), культуру, законы, устои. То же самое относится и к отношениям между государствами и народами. Но это я уж совсем о прописных истинах говорю.
Ведь это профессор Катцер приехал в другую страну и пришел на программу ТВ, на которой собирался говорить о фильме, снятом о том историческом периоде. И я думаю, он наверное все же был готов к "особенностям (читай: менталитет), культуру, законы, устои" страны пребывания. ( это как в твоем же примере с американцем - где его привычки будут поняты, а где нет и он должен это учитывать ) Поэтому не думаю, что этот вопрос его так уж оскорбил или же он не был готов к чему-то такому. Тем более, что никакого "злого умысла" или же желания оскорбить совершенно явно и не было. А было искреннее желание узнать мнение и понять собеседника.
Мне кажется, Валь, что это ты так обостренно реагируешь ( в том числе и из-за своего собственного опыта вхождения в другую культурную среду :-) имхо )
А ещё это, наверное, как если бы 2 одинаково близких тебе человека никак не могут понять друг друга и говорят, кажется совсем не то и не о том...
Но по-моему все же главное, что говорят. И говорят с желанием понять друг друга. А ,значит, и шанс понять есть :-)
vak wrote:
Даша wrote:Не знаю, во что через пару десятков лет все это выльется. Конечно, определенное равнодушие к происходящему/произошедшему, как и ярый фанатизм, всегда были, главное, чтобы мера во всем соблюдалась, иначе новых бед не избежать, ИМХО
Тоже уже много раз высказывалась здесь по этому поводу, повторюсь: через всеобщее воспитание общечеловеческих ценностей, прежде всего. Через общую национальную идею-цель. И ведь это все не ново... Кто бы только вспомнил об этом...
А вот тут совершенно согласна!!! И, как уже и сказала, по-моему нам есть чему поучиться у немцев.
Last edited by Natka on Sun 21 Apr 2013, 23:03, edited 1 time in total.
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)

"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18441
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: Документ.фильм «Москва-Берлин»

Unread post by vak »

Natka wrote:Поэтому не думаю, что вопрос его так уж оскорбил или он не был готов к чему-то такому. И тем более, что никакого "злого умысла" или же желания оскорбить совершенно явно и не было.
Я не считаю и не говорю, что вопрос был обидным или оскорбительным, и что это было сделано намеренно. Я как раз и говорила, что зачастую люди могут не знать и задавать провокационные вопросы, ставящие в неудобную ситуацию. Что и произошло, на мой взгляд, на программе. Конечно, же профессор Катцер понимает, в какой стране он находится и что подобные вопросы могут задаваться. Но это не исключает всего того, что человек может при этом чувствовать, то, что я описала. Вполне возможно, он ожидал нечто подобное, может быть не конкретно по этому фильму, иначе, возможно, посмотрел бы его. И тем не менее, повторюсь, это не меняет само положение. Я об этом все время здесь и говорю. Видимо, говорю не очень понятно и внятно. :-) Но вопрос задан, ответ получен, а, главное, наша дискусссия развернута. И мы сами узнали много интересного, и благодаря фильму, и благодаря Даниилу, и благодаря нам самим.

Что же касается моих трудностей, то я как раз могу сказать, что интеграция в "чужеродную" для меня культурную среду прошла вообще незаметно. Немецкий язык и немецкая культура - это моя профессия. И было бы странно приехать в страну и только там начать все это познавать. Я не отрицаю, что мои знания пополнились определенными реалиями, поменялись взгляды на какие-то вещи - это совершенно естественно. Я думаю, что и профессор Катцер и другие немцы, которые по причинам профессиональной занятости приезжают в Россию, не испытывают какие-то большие трудности в интеграции. Обычно к этому готовятся заранее и тщательно. Но то, что они на практике познают определенные реалии, например, как неудобные вопросы :-) , это несомненно. И когда эти вопросы - на "больную" для тебя тему (здесь я уже не имею в виду только немцев - в любой стране есть такие темы) - привыкнуть и какую-то защитную броню выработать не так просто. Впрочем, я прекращаю их всех "защищать", а то я уже себя начинаю чувствовать каким-то "засланным казачком", ей-Богу. :oops:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links