Девушки, простите, что всё время неожиданно влезаю.
А также мою необразованность: я, видимо, единственный человек здесь, мимо которого прошла и сама пьеса, и все её экранизации. Хотя про наш фильм я, конечно, слышала. Даже читала милую историю, рассказанную Аллой Будницкой, как они с Эвой Киви, играя английских леди, за кулисами с завидным аппетитом поглощали «исходящий реквизит» (то есть, то, что было съедобным на столе), а потом прикрывали пустые тарелки листочками салата. И, когда Павел Петрович Кадочников, их партнёр, в перерывах говорил: «Девочки, ну, посмотрите, сколько здесь всего, скушайте же что-нибудь!», они отвечали словами своих героинь: «Благодарим Вас, но мы никогда не ужинаем!».
Пьесу я прочитала вчера, причём ночью, и, может, поэтому, честно признаюсь, как-то не очень поняла, что именно может в ней быть интересно современному театральному зрителю – кроме возможности посмотреть «живьём» на актёров. Оскар Уайльд, конечно же, гений, и пьеса изящна, как всё, что он писал, но всё равно не понимаю. Буду рада, если пойму. Про иностранные версии ничего сказать не могу. Предположу, что советскую экранизацию в те безмятежные времена люди смотрели как приятно-декоративную историю «из жизни английских аристократов», наслаждаясь обаянием известных актёров и их умением (тогда оно было!) носить фраки и цилиндры, и держать осанку, как всамделишные лорды. И, кстати, я с удовольствием бы увидела, что это умение вернулось. Ну, хотелось бы. Помечтать же можно.
А так – не знаю. Буду просто счастлива глубоко ошибиться, признАю это во всеуслышание, и поклонюсь до земли. Может, авторы постановки увидели в ней нечто очень нужное именно сейчас. Наверное же, увидели. Если бы это был просто аттракцион «посмотрите на актёров не в телевизоре», вряд ли Даниил стал бы принимать в нём участие. Тем более, тем более – Ирина Купченко! Значит, предполагают что-то сказать. Но – вот правда же, что именно? Если про олигархов – мне недавно подруга рассказала, как была на спектакле «Труффальдино из Бергамо», где действие перенесено в современность, и играют популярные актёры. Вот именно – олигархи там и действовали. Современные костюмы, декорации – два стула и стол. И Труффальдино, деловой такой. По её словам, это было грубо, «в лоб» и не интересно. Хотя к актёрам претензий нет, а зал был доволен и смеялся. В конце «хлопали». Этот вариант просто не могу не отмести. Верить в такое не хочется.
Декоративная история «про старую Англию» - опять встаёт вопрос об умении безупречно носить фраки, и потом – а зачем? Ну что современному зрителю до тех аристократов? Как литература, вернее, драматургия – замечательно, кто любит читать пьесы – ему как раз. Но чтобы на сцене? Что-то же должно откликаться на эту историю и в современности? Позор публичного человека, которого уличили в неблаговидных делах (да ещё когда-а совершённых – аж в юности!)? И вот из-за этого все так переживают? А что, сейчас можно кого-то ОПОЗОРИТЬ? Я имею в виду, тех, кто занимается политикой и бизнесом. Да они ещё порадуются, что им рекламу сделали. Ещё когда-то давно я подумала: вот граф Монте-Кристо отомстил своим врагам – как? Он их именно опозорил. Боюсь, сейчас у него бы это не получилось. Все просто сказали бы: «Ну и что?» И он удалился бы, посрамлённый. А тут…Ах, ужас! Ах, что же теперь будет?! (На самом-то деле, это нормальная реакция, но не по нынешним временам) И жена, прямо как Принцесса из «Обыкновенного чуда»: «Папа сказал неправду!» Но там Шварц говорил о юной, вот именно – сказочной наивности Принцессы. А в реальности… Трудно поверить, чтобы взрослая женщина всерьёз (всерьёз) считала даже самого любимого мужа идеальным. Хотя есть правда и в том, что женщинам, чтобы любить, всё-таки нужна доля если не преклонения, то… ну, во всяком случае, уважать человека хочется. Но чтобы вот так прямо – ИДЕАЛЬНЫЙ… Даже не представляю, как это можно сыграть. Даже при всех «допущениях»: комедия, условность, это всё происходит не сейчас… А если играть исключительной о ТОЙ жизни, не перекликаясь с современностью – опять вопрос: а зачем? Посмотрите, как когда-то было? ЧТО ИМЕННО в этой пьесе должно теперешних зрителей «цеплять»?
Может, я слишком «гружу»? Может, всё гораздо проще? Искрометная комедия, да и всё. Но тогда – фраки, фраки и ещё раз фраки…