Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Posted: Tue 04 Aug 2009, 03:35
Режиссер Сергей Голомазов: "Моя задача как художественного руководителя театра — выступать в качестве миротворца"
4 августа, 03:35 | Ольга Романцова
Театр на Малой Бронной, по обыкновению, первым открыл новый театральный сезон 2009/ 10 года.
Сезон с экономической точки зрения будет непростым. Руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Худяков, присутствовавший на сборе труппы 1 августа, сказал, что экономический кризис вынуждает московские власти сокращать финансирование театров. Затраты на постановку спектаклей пока стараются не ограничивать, но средства на ремонт и реставрацию зданий урезаны. Планы Театра на Малой Бронной на новый сезон внушают оптимизм. На пятницу, 7 августа, назначена премьера спектакля " Аркадия " по пьесе Тома Стоппарда, который поставил художественный руководитель театра Сергей Голомазов. В репертуарных планах — музыкальная постановка " Киномания. band " , " Варшавская мелодия " Зорина, детский спектакль " Принц Каспиан " по мотивам " Хроник Нар нии " Клайва Льюиса, " Наш человек в Гаване " по роману Грэма Грина, " Коломба " Жана Ануйя и под занавес сезона — спектакль по повести Александра Куприна " Яма " . О премьере " Аркадии " и о ситуации в театре с Сергеем Голомазовым беседует корреспондент " Газеты " Ольга Романцова.
Сергей Анатольевич, год назад в репертуарных планах Театра на Малой Бронной не было " Аркадии " . Почему вы решили поставить эту пьесу?
Да, год назад я собирался ставить " Жанну д’Арк " , но тогда мы еще не ощущали влияния кризиса. С тех пор обстоятельства сильно изменились. Хотя " Аркадию " мне тоже всегда хотелось поставить. Думаю, что " Аркадия " — это последняя великая пьеса ХХ века. Она была написана в 1993 году, и в 90-е не было создано больше ни одного произведения, которое можно было бы с ней сравнить. Как в советском кинематографе фильм Элема Климова " Иди и смотри " завершил военную тему, так и пьеса " Аркадия " стала венцом развития мировой драматургии ХХ века. Не зря Стоппард сказал в одном из интервью, что это пьеса о вечности.
О чем вы спрашивали Стоппарда во время вашей встречи? Ощущает ли он себя живым классиком? Легко ли было с ним встретиться?
У Стоппарда очень много дел, и мы примерно полтора месяца переписывались, чтобы организовать нашу встречу. Но ему очень хотелось со мной поговорить: Стоппарду вообще очень интересен театральный процесс как таковой. Он оказался не живым классиком, а бесконечно интересным человеком — ироничным, умным, остроумным, парадок- сальным. Во время нашего разговора много курил и пил кофе, рассказывал, что написал " Аркадию " для актрисы, в которую был в то время влюблен.
Стоппард не давал советов, как ставить его пьесу? Ведь в ней столько диалогов на научные темы.
Да нет, мы больше разговаривали о театре и о жизни. Например, об античном мифе, связанном с Аркадией. Я считаю, что все внешнее наукообразие этой пьесы Стоппарда — не более чем ширма для простой и понятной истории любви.
Кроме того, в ней масса юмора и парадоксов. По-моему, если спектакль по пьесе Стоппарда и лишен юмора, значит, режиссер что-то сделал неправильно. Для меня важно, что, несмотря на свою постмодернистскую витиеватость и узорчатость, он пишет пьесы не для чтения, а для театра. Все роли в " Аркадии " можно так же точно распределить в театральной труппе, как роли в " Горе от ума " Грибоедова. Сюжет развивается четко и стремительно, как в шекспировских пьесах. У нее жесткая структура и точно выстроенный конфликт.
Но ведь " Аркадия " — очень длинная пьеса, и при постановке ее всегда приходится сокращать. Как Стоппард относится к таким купюрам?
Он заранее знал, что я буду сокращать текст, и относится к этому философски. Хотя шутил, что нашел лучший способ сыграть " Аркадию " без купюр.
Интересно, что он предложил?
Он сказал: " Пусть артисты выучат текст и потом быстро быстро произносят его — пьесу не придется сокращать " . Мы не могли воспользоваться этим советом. Кое-что пришлось сократить, но мы сохранили все, что связано с ее основным смыслом.
Как обстоят дела в Театре на Малой Бронной? Почему в нынешнем сезоне вы решили создать в нем творческую коллегию?
Моя задача как художественного руководителя театра — выступать в качестве миротворца. Исходя из этой логики, я и предложил создать в театре творческую коллегию. Я знаю, что у некоторых членов коллектива существуют какие-то вопросы по отношению ко мне. Они хотели бы прокомментировать или обсудить со мной некоторые вещи. Ведь у Театра на Малой Бронной непростое противоречивое прошлое, и мы до сих пор чувствуем это наследство. Можно закрывать на это глаза, но мне кажется, что глупо это делать. Интуиция подсказывает мне, что нужно создать творческую коллегию.
В предлагаемых обстоятельствах жизни Театра на Малой Бронной это было бы неплохо. Хотя в другом театре это, возможно, было бы и не нужно. Что получится из этой затеи, будет зависеть от здравого смысла коллектива — людей, которые сейчас очень довольны, тех, кто равнодушен, и тех, кто очень недоволен.
Есть и такие?
Есть, и это естественная, нормальная жизнь коллектива. Посмотрим, оправдает себя эта коллегия в результате или нет.
За время вашей работы из театра ушел кто-нибудь из актеров?
Нет, никто не ушел. Наоборот, некоторые к нам возвращаются.
Например, Даниил Страхов.
В каком спектакле он будет играть?
В " Варшавской мелодии " . Мы планируем выпустить ее в конце ноября. Я не согласен с теми, кто считает эту пьесу устаревшей. Действительно, указ 1947 года, запрещающий жениться на иностранцах и выходить за них замуж и разлучивший героев " Варшавской мелодии " , уже отменили. Но сейчас мы становимся свидетелями того, как разъединяют народности, а родители не могут встретиться с ребенком, оказавшимся в сопредельном государстве.
На сборе труппы вы сказали, что постараетесь дать роли всем актерам. Думаете, это удастся?
Я буду стараться. Вы задаете мне вопрос, на который я не могу ответить, потому что очень многое зависит не от меня, а от экономической ситуации в стране. Все-таки в Театре на Малой Бронной практически нет актеров звезд. Только Лев Константинович Дуров. Тем не менее мы работаем и собираем зрительные залы.
В репертуарных планах театра до конца 2009 года значатся четыре премьеры: " Аркадия " , " Киномания. вand " , " Варшавская мелодия " и спектакль для детей " Принц Каспиан " . Как вы сумеете профинансировать все эти постановки?
Мы получили грант Союза театральных деятелей России на постановку " Принца Каспиана " . Декорации " Аркадии " уже готовы. Что касается остальных спектаклей, их художественное оформление будет гораздо беднее, вот и все. Чем меньше нам будут выделять денег, тем скромнее будут спектакли. Я не вижу другого выхода из сложившейся ситуации. Театр на Малой Бронной не может выпускать один спектакль в год. Нам нужно кормить труппу и сделать так, чтобы актеры всех поколений театра были так или иначе заняты в репертуаре.
Справка газеты
Голомазов Сергей Анатольевич.
Родился 3 апреля 1961 года в Москве. В 1991 году окончил факультет режиссуры драмы ГИТИСа (мастерская проф. А. А. Гончарова). Играл в спектаклях Театра имени Вл. Маяковского. В 1993—1994 годах работал режиссером-постановщиком в Русском драматическом театре (Рига). С 1994 года преподает режиссуру драмы и мастерство актера на режиссерском факультете РАТИ (ГИТИС), с 2004 года — руководитель мастерской на режиссерском факультете.
С 2007 года — художественный руководитель Театра на Малой Бронной.
http://www.gzt.ru/Gazeta/kuljtura-v-gazete/252678.html
4 августа, 03:35 | Ольга Романцова
Театр на Малой Бронной, по обыкновению, первым открыл новый театральный сезон 2009/ 10 года.
Сезон с экономической точки зрения будет непростым. Руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Худяков, присутствовавший на сборе труппы 1 августа, сказал, что экономический кризис вынуждает московские власти сокращать финансирование театров. Затраты на постановку спектаклей пока стараются не ограничивать, но средства на ремонт и реставрацию зданий урезаны. Планы Театра на Малой Бронной на новый сезон внушают оптимизм. На пятницу, 7 августа, назначена премьера спектакля " Аркадия " по пьесе Тома Стоппарда, который поставил художественный руководитель театра Сергей Голомазов. В репертуарных планах — музыкальная постановка " Киномания. band " , " Варшавская мелодия " Зорина, детский спектакль " Принц Каспиан " по мотивам " Хроник Нар нии " Клайва Льюиса, " Наш человек в Гаване " по роману Грэма Грина, " Коломба " Жана Ануйя и под занавес сезона — спектакль по повести Александра Куприна " Яма " . О премьере " Аркадии " и о ситуации в театре с Сергеем Голомазовым беседует корреспондент " Газеты " Ольга Романцова.
Сергей Анатольевич, год назад в репертуарных планах Театра на Малой Бронной не было " Аркадии " . Почему вы решили поставить эту пьесу?
Да, год назад я собирался ставить " Жанну д’Арк " , но тогда мы еще не ощущали влияния кризиса. С тех пор обстоятельства сильно изменились. Хотя " Аркадию " мне тоже всегда хотелось поставить. Думаю, что " Аркадия " — это последняя великая пьеса ХХ века. Она была написана в 1993 году, и в 90-е не было создано больше ни одного произведения, которое можно было бы с ней сравнить. Как в советском кинематографе фильм Элема Климова " Иди и смотри " завершил военную тему, так и пьеса " Аркадия " стала венцом развития мировой драматургии ХХ века. Не зря Стоппард сказал в одном из интервью, что это пьеса о вечности.
О чем вы спрашивали Стоппарда во время вашей встречи? Ощущает ли он себя живым классиком? Легко ли было с ним встретиться?
У Стоппарда очень много дел, и мы примерно полтора месяца переписывались, чтобы организовать нашу встречу. Но ему очень хотелось со мной поговорить: Стоппарду вообще очень интересен театральный процесс как таковой. Он оказался не живым классиком, а бесконечно интересным человеком — ироничным, умным, остроумным, парадок- сальным. Во время нашего разговора много курил и пил кофе, рассказывал, что написал " Аркадию " для актрисы, в которую был в то время влюблен.
Стоппард не давал советов, как ставить его пьесу? Ведь в ней столько диалогов на научные темы.
Да нет, мы больше разговаривали о театре и о жизни. Например, об античном мифе, связанном с Аркадией. Я считаю, что все внешнее наукообразие этой пьесы Стоппарда — не более чем ширма для простой и понятной истории любви.
Кроме того, в ней масса юмора и парадоксов. По-моему, если спектакль по пьесе Стоппарда и лишен юмора, значит, режиссер что-то сделал неправильно. Для меня важно, что, несмотря на свою постмодернистскую витиеватость и узорчатость, он пишет пьесы не для чтения, а для театра. Все роли в " Аркадии " можно так же точно распределить в театральной труппе, как роли в " Горе от ума " Грибоедова. Сюжет развивается четко и стремительно, как в шекспировских пьесах. У нее жесткая структура и точно выстроенный конфликт.
Но ведь " Аркадия " — очень длинная пьеса, и при постановке ее всегда приходится сокращать. Как Стоппард относится к таким купюрам?
Он заранее знал, что я буду сокращать текст, и относится к этому философски. Хотя шутил, что нашел лучший способ сыграть " Аркадию " без купюр.
Интересно, что он предложил?
Он сказал: " Пусть артисты выучат текст и потом быстро быстро произносят его — пьесу не придется сокращать " . Мы не могли воспользоваться этим советом. Кое-что пришлось сократить, но мы сохранили все, что связано с ее основным смыслом.
Как обстоят дела в Театре на Малой Бронной? Почему в нынешнем сезоне вы решили создать в нем творческую коллегию?
Моя задача как художественного руководителя театра — выступать в качестве миротворца. Исходя из этой логики, я и предложил создать в театре творческую коллегию. Я знаю, что у некоторых членов коллектива существуют какие-то вопросы по отношению ко мне. Они хотели бы прокомментировать или обсудить со мной некоторые вещи. Ведь у Театра на Малой Бронной непростое противоречивое прошлое, и мы до сих пор чувствуем это наследство. Можно закрывать на это глаза, но мне кажется, что глупо это делать. Интуиция подсказывает мне, что нужно создать творческую коллегию.
В предлагаемых обстоятельствах жизни Театра на Малой Бронной это было бы неплохо. Хотя в другом театре это, возможно, было бы и не нужно. Что получится из этой затеи, будет зависеть от здравого смысла коллектива — людей, которые сейчас очень довольны, тех, кто равнодушен, и тех, кто очень недоволен.
Есть и такие?
Есть, и это естественная, нормальная жизнь коллектива. Посмотрим, оправдает себя эта коллегия в результате или нет.
За время вашей работы из театра ушел кто-нибудь из актеров?
Нет, никто не ушел. Наоборот, некоторые к нам возвращаются.
Например, Даниил Страхов.
В каком спектакле он будет играть?
В " Варшавской мелодии " . Мы планируем выпустить ее в конце ноября. Я не согласен с теми, кто считает эту пьесу устаревшей. Действительно, указ 1947 года, запрещающий жениться на иностранцах и выходить за них замуж и разлучивший героев " Варшавской мелодии " , уже отменили. Но сейчас мы становимся свидетелями того, как разъединяют народности, а родители не могут встретиться с ребенком, оказавшимся в сопредельном государстве.
На сборе труппы вы сказали, что постараетесь дать роли всем актерам. Думаете, это удастся?
Я буду стараться. Вы задаете мне вопрос, на который я не могу ответить, потому что очень многое зависит не от меня, а от экономической ситуации в стране. Все-таки в Театре на Малой Бронной практически нет актеров звезд. Только Лев Константинович Дуров. Тем не менее мы работаем и собираем зрительные залы.
В репертуарных планах театра до конца 2009 года значатся четыре премьеры: " Аркадия " , " Киномания. вand " , " Варшавская мелодия " и спектакль для детей " Принц Каспиан " . Как вы сумеете профинансировать все эти постановки?
Мы получили грант Союза театральных деятелей России на постановку " Принца Каспиана " . Декорации " Аркадии " уже готовы. Что касается остальных спектаклей, их художественное оформление будет гораздо беднее, вот и все. Чем меньше нам будут выделять денег, тем скромнее будут спектакли. Я не вижу другого выхода из сложившейся ситуации. Театр на Малой Бронной не может выпускать один спектакль в год. Нам нужно кормить труппу и сделать так, чтобы актеры всех поколений театра были так или иначе заняты в репертуаре.
Справка газеты
Голомазов Сергей Анатольевич.
Родился 3 апреля 1961 года в Москве. В 1991 году окончил факультет режиссуры драмы ГИТИСа (мастерская проф. А. А. Гончарова). Играл в спектаклях Театра имени Вл. Маяковского. В 1993—1994 годах работал режиссером-постановщиком в Русском драматическом театре (Рига). С 1994 года преподает режиссуру драмы и мастерство актера на режиссерском факультете РАТИ (ГИТИС), с 2004 года — руководитель мастерской на режиссерском факультете.
С 2007 года — художественный руководитель Театра на Малой Бронной.
http://www.gzt.ru/Gazeta/kuljtura-v-gazete/252678.html