Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Moderator: Модераторы
-
- Мoderator
- Posts: 18439
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Люблю этот момент, когда они ещё Гелена и Виктор, но уже "возвращаются" к Юлии и Даниилу.
Герои и актёры встречаются и благодарят друг друга все вместе...
Герои и актёры встречаются и благодарят друг друга все вместе...
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Спектаклю «Варшавская мелодия» с Даниилом Страховым и Юлией Пересильд семь лет, но кажется, что он был всегда, так тепло и знакомо рассказана эта история любви советского винодела Виктора и польской певицы Гелены. Огромная сцена, огромная страна, долгая жизнь – и лишь двое маленьких людей, которые ищут дорогу друг к другу… Невзирая на преграды в виде государственных границ.
Покупка билетов по ссылке
http://www.volkovteatr.ru/…/varshavskay ... spektakl…/
ВНИМАНИЕ! Билеты на этот спектакль скоро станут дефицитом.
Спасибо за информацию нашей форумчанке Наташе Сувориной.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Сергей Голомазов о создании спектакля в передаче "Культурный обмен" на канале ОТР 29.07.2016
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Приближается сентябрь, и всё чаще и чаще появляется информация о предстоящем фестивале в Ярославле.
Волковский фестиваль соберет театры из трех стран
...
- В этом году программа как нельзя более точно отражает фестивальный девиз «Русская драматургия на языках мира»: в афише – постановки по произведениям Грибоедова, Лермонтова, Толстого, Островского, Чехова, Платонова, Шолохова... Звездные коллективы – Малый театр, Маяковка, театр на Малой Бронной, РАМТ, «Школа драматического искусства»; замечательные режиссеры – Алексей Бородин, Сергей Женовач, Евгений Марчелли; легендарные актерские имена – Юрий Соломин, Николай Сличенко, Игорь Костолевский, Игорь Золотовицкий, Ольга Прокофьева, Даниил Страхов, Юлия Пересильд... Такой перечень имен сделает честь любому фестивалю, - отметил директор Волковского театра и директор фестиваля Юрий Итин....
http://echo76.ru/news/2016/avgust/volko ... eatra.html
В части "легендарных имен" просто нет слов...
Волковский фестиваль соберет театры из трех стран
...
- В этом году программа как нельзя более точно отражает фестивальный девиз «Русская драматургия на языках мира»: в афише – постановки по произведениям Грибоедова, Лермонтова, Толстого, Островского, Чехова, Платонова, Шолохова... Звездные коллективы – Малый театр, Маяковка, театр на Малой Бронной, РАМТ, «Школа драматического искусства»; замечательные режиссеры – Алексей Бородин, Сергей Женовач, Евгений Марчелли; легендарные актерские имена – Юрий Соломин, Николай Сличенко, Игорь Костолевский, Игорь Золотовицкий, Ольга Прокофьева, Даниил Страхов, Юлия Пересильд... Такой перечень имен сделает честь любому фестивалю, - отметил директор Волковского театра и директор фестиваля Юрий Итин....
http://echo76.ru/news/2016/avgust/volko ... eatra.html
В части "легендарных имен" просто нет слов...
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Интервью с Юрием Итиным, директором театра драмы им.Волкова в Ярославле. Здесь нет рассказа о спектакле ВМ, но фрагмент интересен тем, в обрамлении каких спектаклей и в каких условиях будет играться "Вршавская мелодия" на сцене Волковского театра:
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Интервью Леонида Зорина, автора пьесы "Варшавская мелодия"
...
– Пожалуй, по степени популярности и любви у зрителей с «Покровскими воротами» может сравниться лишь ваша «Варшавская мелодия». У нее не было реальных прототипов?
– Нет, такую конкретную историю я не знал. Таких историй было миллион. Но, естественно, любое произведение рождается из личного опыта. Это банальная истина. Ничего нового я не открываю. Главное в этой пьесе – тема обреченности. Государство прошлось катком по судьбам героев. Сломало им жизнь. Обреченность чувства… Эта пуля била по зрительному залу. Каждый проецировал это на себя. Каждый в своей жизни кого-то любил, и у каждого было ощущение хрупкости счастливого мига. Миг пройдет – и это исчезнет. Всегда есть какой-то надсмотрщик. Неизвестно какой: сама ли держава или то устройство жизни, которое она создает. И это не даст этому мигу осуществиться. Очень хорошо сказал один писатель о том, чтобы написать что-то стоящее, надо настрадаться.
У пьес, как у детей, судьба бывает разной. Не все мои пьесы уцелели. Не каждая из них шла во всех театрах страны и еще в шестнадцати странах. У «Варшавской мелодии» – счастливая судьба....
http://www.teatral-online.ru/news/11530/
...
– Пожалуй, по степени популярности и любви у зрителей с «Покровскими воротами» может сравниться лишь ваша «Варшавская мелодия». У нее не было реальных прототипов?
– Нет, такую конкретную историю я не знал. Таких историй было миллион. Но, естественно, любое произведение рождается из личного опыта. Это банальная истина. Ничего нового я не открываю. Главное в этой пьесе – тема обреченности. Государство прошлось катком по судьбам героев. Сломало им жизнь. Обреченность чувства… Эта пуля била по зрительному залу. Каждый проецировал это на себя. Каждый в своей жизни кого-то любил, и у каждого было ощущение хрупкости счастливого мига. Миг пройдет – и это исчезнет. Всегда есть какой-то надсмотрщик. Неизвестно какой: сама ли держава или то устройство жизни, которое она создает. И это не даст этому мигу осуществиться. Очень хорошо сказал один писатель о том, чтобы написать что-то стоящее, надо настрадаться.
У пьес, как у детей, судьба бывает разной. Не все мои пьесы уцелели. Не каждая из них шла во всех театрах страны и еще в шестнадцати странах. У «Варшавской мелодии» – счастливая судьба....
http://www.teatral-online.ru/news/11530/
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Сегодня была какая-то совершенно потрясающе необычная, новая Варшавская мелодия Не могла не сказать это по горячим следам.
И Юле, и Даниилу спасибо огромное за прекрасный вечер, хоть и играть им было очень непросто в душном зале.
Ну а подробности чуть позже...
И Юле, и Даниилу спасибо огромное за прекрасный вечер, хоть и играть им было очень непросто в душном зале.
Ну а подробности чуть позже...
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 1592
- Joined: Mon 19 Oct 2015, 17:25
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Ждем!
But I, being poor, have only my dreams; I have spread my dreams under your feet; Tread softly because you tread on my dreams. W. Yeats
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18425
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Конечно, первым должен бы быть отзыв о Ревизоре..., но будет о "Варшавской мелодии", хоть и очень неудобно писать с телефона, и все же...
Итак, теплый августовский вечер, театр на Малой Бронной, заполняется зал, на сцене те же декорации - все как обычно. Разве только слишком душно для декабрьского холодного вечера 1946 года.
А я выше написала, что спектакль был потрясающе необычен. Необычность заключается в новых нюансах в характерах героев, причем в первом действии это не так заметно. Правда, Геля теперь мне показалась нежной, боящейся, но очень страдающей. Но новую Гелю - такую новую, или почти такую - я уже видела. Еще мне показалось, что несмотря на их любовь, и Юля, и Даниил играли так, что чувствовался не только ее страх, но в воздухе, атмосфере спектакля все времяприсутствовала некая обреченность, ожидание несчастливого завершения их романа. Это чувствовалось кожей, на уровне каких-то неуловимых волн. Возможно, эти ощущения были только у меня. И в какой-то момент мне подумалось, что я не хочу больше смотреть этот спектакль - очень больно и пессимистично все. Я даже Аните сказала, что я пересмотрела этот спектакль, как пианист переигрывает пальцы.
И вот второе действие. И о, Боги! Все изменилось! Где тот Витек, которого многиепривыкли считать слабым? Да, он волнуется при встрече, да, он смущен-возбужден, но при этом от него исходит уверенность и внутренняя сила. Где этот страдающий взгляд, когда Геля поет? Его нет. Есть сожаление, есть воспоминания об утраченном, но нет видимого страдания. Это Геля - по-прежнему любящая и страдающая, даже отчаянно решительная. А Витек... Такое впечатление, что он и приехал в Варшаву, чтобы бросить ей в лицо этот вопрос-упрек: "А почему ты за все эти десять лет ни разу не приехала ни в Москву, ни в Ленинград?" (Даниил оговорился и сказал "в Петербург"- с'емки в Питере дают о себе знать )И когда Геля уходит, он не закрывает лицо руками, он прямо и открыто смотрит ей вслед - оставаясь сильнее ее. Только позже зритель видит, чего ему эта встреча, сила стоили, как больно и горько ему на самом деле, видит его сухие мужские рыдания.
А вот финал мне показался оптимистичным, а может, я желаемое выдаю за действительное
Но об этом во второй части моего отзыва.
Есть еще небольшой фрагмент видео поклона, который тоже будет показан позже.
Итак, теплый августовский вечер, театр на Малой Бронной, заполняется зал, на сцене те же декорации - все как обычно. Разве только слишком душно для декабрьского холодного вечера 1946 года.
А я выше написала, что спектакль был потрясающе необычен. Необычность заключается в новых нюансах в характерах героев, причем в первом действии это не так заметно. Правда, Геля теперь мне показалась нежной, боящейся, но очень страдающей. Но новую Гелю - такую новую, или почти такую - я уже видела. Еще мне показалось, что несмотря на их любовь, и Юля, и Даниил играли так, что чувствовался не только ее страх, но в воздухе, атмосфере спектакля все времяприсутствовала некая обреченность, ожидание несчастливого завершения их романа. Это чувствовалось кожей, на уровне каких-то неуловимых волн. Возможно, эти ощущения были только у меня. И в какой-то момент мне подумалось, что я не хочу больше смотреть этот спектакль - очень больно и пессимистично все. Я даже Аните сказала, что я пересмотрела этот спектакль, как пианист переигрывает пальцы.
И вот второе действие. И о, Боги! Все изменилось! Где тот Витек, которого многиепривыкли считать слабым? Да, он волнуется при встрече, да, он смущен-возбужден, но при этом от него исходит уверенность и внутренняя сила. Где этот страдающий взгляд, когда Геля поет? Его нет. Есть сожаление, есть воспоминания об утраченном, но нет видимого страдания. Это Геля - по-прежнему любящая и страдающая, даже отчаянно решительная. А Витек... Такое впечатление, что он и приехал в Варшаву, чтобы бросить ей в лицо этот вопрос-упрек: "А почему ты за все эти десять лет ни разу не приехала ни в Москву, ни в Ленинград?" (Даниил оговорился и сказал "в Петербург"- с'емки в Питере дают о себе знать )И когда Геля уходит, он не закрывает лицо руками, он прямо и открыто смотрит ей вслед - оставаясь сильнее ее. Только позже зритель видит, чего ему эта встреча, сила стоили, как больно и горько ему на самом деле, видит его сухие мужские рыдания.
А вот финал мне показался оптимистичным, а может, я желаемое выдаю за действительное
Но об этом во второй части моего отзыва.
Есть еще небольшой фрагмент видео поклона, который тоже будет показан позже.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 6940
- Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Валя, большое спасибо за отзыв о спектакле! Как интересно ты рассказала о новых нюансах в игре Юли и Даниила!
И, конечно, жду продолжения "банкета"!
И, конечно, жду продолжения "банкета"!
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 3670
- Joined: Sun 25 May 2014, 19:59
- Location: Мурманская область
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Валя, большое спасибо, интересный отзыв. Эх, жаль, в конце любого месяца мне с работы никак не вырваться. Может быть, теперь всегда ВМ играть будут ТАК, и мне тоже удастся посмотреть "новую версию".
Мечты - сбываются, желания - исполняются, чудеса - их мы делаем сами, а миром правит Любовь.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Мoderator
- Posts: 18439
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Ну и от меня субъективные впечатления.
Вы любите сказки?.. Не все любят, я знаю. Я и сама в последние лет… страшно сказать, сколько, отношусь к ним без трепета. Но, тем не менее, ни с чем не могу сравнить своё ощущение преддверия «Варшавской мелодии», когда сидишь в зале, и вот-вот… Ни с чем другим, как с ожиданием, что сейчас мне снова расскажут давно знакомую сказку – с печальным концом, но, тем не менее, любимую. И я знаю, что расскажут её люди, делающие это вдохновенно и каждый раз хоть немного, да иначе. Они – настоящие волшебные сказочники. Они – Актёры.
Но, веря им, я всё-таки каждый раз невольно думаю: а получится ли сегодня вот такая театральная тишина, когда в зале может упасть иголка, и это будет слышно? Это всегда раньше получалось, но как сегодня? И ещё я думаю – ну они же могут когда-нибудь устать? Просто устать, играя столько лет одно и то же? Они же могут начать играть «по накатанному», «на голом профессионализме»? Как можно столько раз «доставать» из себя все эти ощущения, без которых ничего не получится? Да ещё и всякий раз по-другому?
И – получается. Получается зимой, весной и осенью, и даже летом, когда в зале жарко, а герои на сцене, одетые по-зимнему, должны убедительно «мёрзнуть», и у Виктора, когда они с Гелей ждут телефонного вызова из Варшавы, искренне вырывается: «Душно здесь и неуютно… хотя на улице холодно». ))
И какой уж тут голый профессионализм… К первому спектаклю после отпуска всегда надо заново «пристроиться». Иногда можно забыть текст, иногда дважды спросить об одном и том же, можно переставить местами реплики – но всегда рядом партнёр, друг, который никогда не бросит.
Этот спектакль так трогает, наверное, ещё и потому, что пара получилась настоящая, незаменимая, люди, по сцене и по жизни важные и интересные друг для друга.
Виктор появился в Консерватории не тем восторженным солдатиком, каким он был на премьерных спектаклях, и ещё – в феврале нынешнего года, когда мы были в Москве в прошлый раз. А просто по-хорошему уверенным в себе парнем, знающим цену многому, многое повидавшим, которому вот захотелось повидать ещё и Консерваторию – что это такое? И составить о ней своё мнение. Правда, он самую чуточку смущён, всё же место незнакомое, и кто его знает, как здесь нужно себя вести. Но он не паникует, а по-солдатски «ориентируется на местности», наблюдая за людьми – как они ходят, как рассаживаются, как сверяются с билетом. Ага, понятно. И он садится на нужное место с полным правом, доброжелательно ожидая, когда «начнётся».
И тут – девушка с тонкими и лёгкими светлыми волосами, слегка «взъерошенная», но очень серьёзная и сосредоточенная. Гелена. И начинается знакомый диалог, который всегда, всегда другой! Это нельзя передать, это надо слышать и видеть. Можно лишь сказать, что первоначальная телезапись «Варшавской мелодии» - это совсем другой спектакль! Да и вторая, более поздняя версия, она, конечно, ближе – но тоже другая.
Валя уже, в общем, всё рассказала по сути – всю «расстановку сил», поэтому я могу только присоединиться. Да, Виктор был именно уверенным в себе, но имел на это полное право. Он, выражаясь современным языком, не выделывался. Он не пытался «напугать» Гелю тоном «следователя», спрашивая, кто она, и откуда приехала. Он не показывал ей исподтишка язык – «подумаешь, какая неприступная, видали мы таких!». И даже знаменитое «Битте шён!», когда он возвращает программку, прозвучало не так резко. И, когда Геля всё-таки смертельно пугается, он, похоже, искренне жалеет, что так получилось. Но теперь начинается музыка…
И начинают вибрировать струны вокруг сцены – и в душе Виктора и Гели. Так просыпается музыка в нём, и так она встречается с её музыкой. И я каждый раз радуюсь за эту режиссёрскую придумку со струнами.
Вообще, это, по-моему, самая музыкальная «Варшавская мелодия», какую я знаю. Музыка там полноправный участник действия. Не просто Геля дважды спела песенку, а вся «кардиограмма» их истории разворачивается, как… сюита? Симфония? Я в музыкальных терминах не сильна, но их история – действительно музыка.
Гелена, как уже сказала Валя, стала менее «острой на язычок» варшавской девушкой, а более пугливой, нежной и любящей. И, может быть, ещё более недоверчивой. Но, если в первых спектаклях она смотрела на Виктора с грустным взрослым пониманием: «Матерь Божия, да он же совсем мальчишка… Ну от чего он может защитить? Но я люблю его!», то теперь, когда на «мальчишку» он больше не похож (не внешне, а именно внутренне), она просто не может справиться с собой, со своим страхом, со своим неверием в счастье. Не он не может защитить – она не может принять его помощь. Ведь, даже если человек тонет, и ему протягивают руку, он всё-таки должен сам схватиться за эту руку. А у Гели нет сил. Но и в том, и в другом случае она всё время как бы ускользает от Виктора, влюблённого и полного жизни, тихо уходя под белый снег своих воспоминаний.
Она безуспешно ищет утерянное чувство доверия к будущему, убитое войной. Разговаривая с Варшавой, она пытается мысленно вернуться в свою прежнюю квартиру, укрыться старым детским одеялом – но снег безжалостно засыпает все её милые сердцу воспоминания.
А Виктор? Понимает ли он, что с ней происходит? Да, понимает. И делает всё, чтобы избавить её от этой безнадёжности. Но, наверное, есть такие границы, которые преодолеть нельзя. «Границы времени, границы пространства, границы наших сил»… В ленинградском спектакле «Варшавская мелодия» эти слова Гелены элегически звучали под «Вальс свечей» из фильма «Мост Ватерлоо», навевая грусть. В спектакле Театра на Малой Бронной эти слова режут, как нож по сердцу. Я не хочу сказать, что одна трактовка правильная, а другая нет – ленинградский спектакль был поразительный, увидев его однажды в восьмом классе, я не могу забыть его до сих пор. Но нынешние слова Гелены бьют точно в цель. Да, мы – люди – к сожалению, почти никогда друг друга не понимаем, на уровне государств, на уровне народов, на уровне соседей, родственников, и даже на уровне влюблённых, которым, казалось бы, сам Бог велел… Или понимаем, но ничего не можем поделать. Как Виктор не сумел вернуть Гелю к жизни.
Да, за ними во вчерашнем спектакле всё время стояла какая-то невидимая жестокая сила, только и стерегущая, когда побольнее ударить. И зрители, поначалу, возможно, нацелившиеся на душещипательную историю любви с хэппи-эндом, понемногу начинали это понимать, не желая верить.
Какие новые «туфельцы» подарил Геле Виктор! Вот уж действительно, бальные туфельки, лаковые, с кантиком, на изящной «шпилечке». И сколько раз мы видели, как он надевал их на ножки любимой, но каждый раз это – чудо.
И какой тёплый, надёжный, нежный, доверительный монолог «Я всё равно сделаю тебя счастливой»! Не вспоминайте первую запись спектакля. Сейчас Виктор совсем иной. И вот пусть простят меня, Михаил Ульянов – великий актёр, я никогда не скажу другого, но в знаменитой вахтанговской ВМ этот монолог как-то проходит мимо, может быть, потому, что Виктор – уж очень не «ульяновская» роль. По крайней мере, в той трактовке, когда Виктор слаб и «во всём виноват». А именно так трактовали его до сих пор. Виктор с Малой Бронной – другой.
Он не кричит на Гелю, сорвавшись, когда она сообщает ему о новом законе, запрещающем браки с иностранцами. Он впервые столкнулся с ситуацией, в которой не поможет ни его жизненный опыт, ни его солдатская смелость, ни упорство, ни, самое главное – любовь. И он говорит не растерянно, а, скорее, задумчиво: «Что же делать, Геля?» Он действительно пытается придумать. Но придумать здесь нечего. Правда. На самом деле.
Может быть, единственное, за что Виктор мог бы почувствовать вину, это – зачем позвонил ей в Варшаве? Зачем разбередил рану? Но ведь он и добивался этой поездки, чтобы… Чтобы понять, на каком они свете. Чтобы время сдвинулось с мёртвой точки. Потому что их «часы» поистине остановились тогда, в сорок седьмом. Да, они как-то жили. Даже пытались быть, как все. Что, не надо было жениться или выходить замуж? Посмотрела бы я на этих «советчиков»… Я не могу судить ни Виктора, ни Гелену, потому что вправду есть границы наших сил. И это даже не драма. Это трагедия.
Он не смотрит на неё со слезами, когда она поёт. И, когда она говорит ему: «Сейчас я буду тебя смешить… Я всё еще тебя люблю», он действительно смеётся. Смеётся, потому что ему в этот миг открылась бездна, которая пролегла между ними не только тогда, но и за все эти годы. «Главное, сказать себе: «Всё пропало». Тогда всё легко» (с). Нет, ему не легко, но он ясно всё понял.
И он отпускает её в конце, не отворачивая взгляда. Но не ошибся ли он? А что было бы, если бы он поехал в Сохачёв? И как бы они тогда? Может быть, это была страшная, роковая ошибка? Ведь говорил же Волшебник в «Обыкновенном чуде»: «Кто смеет рассуждать и предсказывать, когда дело идёт о любви?!» И дальше: «Я больше не буду тебе помогать. Ты мне неинтересен». И вот мне пришла мысль, что Виктор – сам себе Волшебник. И, поступивший разумно и правильно, а, возможно, и спасший жизнь и свободу обоим, он самому себе стал не интересен, хотя и не чувствует за собой вины. И ещё в этот раз мне показалось, что Гелена надела самую толстую свою маску равнодушия, но она, возможно – не утверждаю, но мо-о-ожет быть! – всё-таки видела Виктора в зрительном зале. И потому явилась «во всеоружии» холода и блеска. И даже оговорка самой Юли Пересильд сработала именно на это. Спросив «Живёшь в Москве?», она продолжила разговор, а потом снова: «Живёшь в Москве?» «Ты уже спрашивала», - мягко замечает Виктор. И это как будто выдаёт её растерянность, когда человек лихорадочно ищет тему разговора, чтобы не заметили его волнения.
Впрочем, это, может быть, только мои фантазии. У зрителей, как и у критиков, фантазий много. А создатели спектакля только удивляются: «Где они это увидели?».
Но всегда неизменен финал, который иначе трактовать невозможно. «С любимыми не расставайтесь». Ну хотя бы по возможности! Сохраните себя, сохраните своё чувство. Если вам сейчас трудно – постарайтесь. Сохраните себя ради нас, тех, тогдашних, ради Любви. Когда они оба, такие, как в начале истории, выходят нам навстречу, этот посыл ощущается совершенно ясно.
А потом начинается весёлая игра в поклоны. Потому что они, Юля и Даниил, ведут себя как дети. Но это не смешно, а здорово. И если люди смеются, то не над ними, «впавшими в детство», а от радости. Номер с подхватыванием Юлии на руки мы уже знаем. А вчера Юля сделала вид, что хочет подхватить Даниила, и зал взревел от восторга. Они ещё и пробежали неожиданно через сцену, когда аплодисменты, в общем, уже закончились, но несколько каких-то упорных зрителей в первых рядах продолжали хлопать в ладоши. И все радостно захохотали.
Какое прекрасное чувство рождается в зале после этой «Варшавской мелодии»! Я не буду искать ему определений, но знаю, что оно – прекрасно. Надолго ли театр захватывает публику? Может быть, выйдя на улицу, люди будут говорить уже о повседневных делах? Может быть. Но в эти вечера точно что-то рождается внутри людей. Что-то очень хорошее и нужное. Росток, который может, к сожалению, и погибнуть. Но это уж как сложится. А сначала этот росток нужно посадить. И посадили его создатели спектакля.
Перед началом «Варшавской мелодии» я всегда смотрю на публику, рассаживающуюся по местам, и думаю: «Вот подождите, что с вами будет в конце…» - и малодушно побаиваюсь: а вдруг не будет? Но всегда, каждый раз, неизменно, зал, как написали бы в советской партийной прессе, «в едином порыве встаёт» - только порыв настоящий! И у кого-нибудь обязательно щёки мокры от слёз – как у девушки, сидевшей впереди чуть левее меня.
Вы любите сказки?.. Не все любят, я знаю. Я и сама в последние лет… страшно сказать, сколько, отношусь к ним без трепета. Но, тем не менее, ни с чем не могу сравнить своё ощущение преддверия «Варшавской мелодии», когда сидишь в зале, и вот-вот… Ни с чем другим, как с ожиданием, что сейчас мне снова расскажут давно знакомую сказку – с печальным концом, но, тем не менее, любимую. И я знаю, что расскажут её люди, делающие это вдохновенно и каждый раз хоть немного, да иначе. Они – настоящие волшебные сказочники. Они – Актёры.
Но, веря им, я всё-таки каждый раз невольно думаю: а получится ли сегодня вот такая театральная тишина, когда в зале может упасть иголка, и это будет слышно? Это всегда раньше получалось, но как сегодня? И ещё я думаю – ну они же могут когда-нибудь устать? Просто устать, играя столько лет одно и то же? Они же могут начать играть «по накатанному», «на голом профессионализме»? Как можно столько раз «доставать» из себя все эти ощущения, без которых ничего не получится? Да ещё и всякий раз по-другому?
И – получается. Получается зимой, весной и осенью, и даже летом, когда в зале жарко, а герои на сцене, одетые по-зимнему, должны убедительно «мёрзнуть», и у Виктора, когда они с Гелей ждут телефонного вызова из Варшавы, искренне вырывается: «Душно здесь и неуютно… хотя на улице холодно». ))
И какой уж тут голый профессионализм… К первому спектаклю после отпуска всегда надо заново «пристроиться». Иногда можно забыть текст, иногда дважды спросить об одном и том же, можно переставить местами реплики – но всегда рядом партнёр, друг, который никогда не бросит.
Этот спектакль так трогает, наверное, ещё и потому, что пара получилась настоящая, незаменимая, люди, по сцене и по жизни важные и интересные друг для друга.
Виктор появился в Консерватории не тем восторженным солдатиком, каким он был на премьерных спектаклях, и ещё – в феврале нынешнего года, когда мы были в Москве в прошлый раз. А просто по-хорошему уверенным в себе парнем, знающим цену многому, многое повидавшим, которому вот захотелось повидать ещё и Консерваторию – что это такое? И составить о ней своё мнение. Правда, он самую чуточку смущён, всё же место незнакомое, и кто его знает, как здесь нужно себя вести. Но он не паникует, а по-солдатски «ориентируется на местности», наблюдая за людьми – как они ходят, как рассаживаются, как сверяются с билетом. Ага, понятно. И он садится на нужное место с полным правом, доброжелательно ожидая, когда «начнётся».
И тут – девушка с тонкими и лёгкими светлыми волосами, слегка «взъерошенная», но очень серьёзная и сосредоточенная. Гелена. И начинается знакомый диалог, который всегда, всегда другой! Это нельзя передать, это надо слышать и видеть. Можно лишь сказать, что первоначальная телезапись «Варшавской мелодии» - это совсем другой спектакль! Да и вторая, более поздняя версия, она, конечно, ближе – но тоже другая.
Валя уже, в общем, всё рассказала по сути – всю «расстановку сил», поэтому я могу только присоединиться. Да, Виктор был именно уверенным в себе, но имел на это полное право. Он, выражаясь современным языком, не выделывался. Он не пытался «напугать» Гелю тоном «следователя», спрашивая, кто она, и откуда приехала. Он не показывал ей исподтишка язык – «подумаешь, какая неприступная, видали мы таких!». И даже знаменитое «Битте шён!», когда он возвращает программку, прозвучало не так резко. И, когда Геля всё-таки смертельно пугается, он, похоже, искренне жалеет, что так получилось. Но теперь начинается музыка…
И начинают вибрировать струны вокруг сцены – и в душе Виктора и Гели. Так просыпается музыка в нём, и так она встречается с её музыкой. И я каждый раз радуюсь за эту режиссёрскую придумку со струнами.
Вообще, это, по-моему, самая музыкальная «Варшавская мелодия», какую я знаю. Музыка там полноправный участник действия. Не просто Геля дважды спела песенку, а вся «кардиограмма» их истории разворачивается, как… сюита? Симфония? Я в музыкальных терминах не сильна, но их история – действительно музыка.
Гелена, как уже сказала Валя, стала менее «острой на язычок» варшавской девушкой, а более пугливой, нежной и любящей. И, может быть, ещё более недоверчивой. Но, если в первых спектаклях она смотрела на Виктора с грустным взрослым пониманием: «Матерь Божия, да он же совсем мальчишка… Ну от чего он может защитить? Но я люблю его!», то теперь, когда на «мальчишку» он больше не похож (не внешне, а именно внутренне), она просто не может справиться с собой, со своим страхом, со своим неверием в счастье. Не он не может защитить – она не может принять его помощь. Ведь, даже если человек тонет, и ему протягивают руку, он всё-таки должен сам схватиться за эту руку. А у Гели нет сил. Но и в том, и в другом случае она всё время как бы ускользает от Виктора, влюблённого и полного жизни, тихо уходя под белый снег своих воспоминаний.
Она безуспешно ищет утерянное чувство доверия к будущему, убитое войной. Разговаривая с Варшавой, она пытается мысленно вернуться в свою прежнюю квартиру, укрыться старым детским одеялом – но снег безжалостно засыпает все её милые сердцу воспоминания.
А Виктор? Понимает ли он, что с ней происходит? Да, понимает. И делает всё, чтобы избавить её от этой безнадёжности. Но, наверное, есть такие границы, которые преодолеть нельзя. «Границы времени, границы пространства, границы наших сил»… В ленинградском спектакле «Варшавская мелодия» эти слова Гелены элегически звучали под «Вальс свечей» из фильма «Мост Ватерлоо», навевая грусть. В спектакле Театра на Малой Бронной эти слова режут, как нож по сердцу. Я не хочу сказать, что одна трактовка правильная, а другая нет – ленинградский спектакль был поразительный, увидев его однажды в восьмом классе, я не могу забыть его до сих пор. Но нынешние слова Гелены бьют точно в цель. Да, мы – люди – к сожалению, почти никогда друг друга не понимаем, на уровне государств, на уровне народов, на уровне соседей, родственников, и даже на уровне влюблённых, которым, казалось бы, сам Бог велел… Или понимаем, но ничего не можем поделать. Как Виктор не сумел вернуть Гелю к жизни.
Да, за ними во вчерашнем спектакле всё время стояла какая-то невидимая жестокая сила, только и стерегущая, когда побольнее ударить. И зрители, поначалу, возможно, нацелившиеся на душещипательную историю любви с хэппи-эндом, понемногу начинали это понимать, не желая верить.
Какие новые «туфельцы» подарил Геле Виктор! Вот уж действительно, бальные туфельки, лаковые, с кантиком, на изящной «шпилечке». И сколько раз мы видели, как он надевал их на ножки любимой, но каждый раз это – чудо.
И какой тёплый, надёжный, нежный, доверительный монолог «Я всё равно сделаю тебя счастливой»! Не вспоминайте первую запись спектакля. Сейчас Виктор совсем иной. И вот пусть простят меня, Михаил Ульянов – великий актёр, я никогда не скажу другого, но в знаменитой вахтанговской ВМ этот монолог как-то проходит мимо, может быть, потому, что Виктор – уж очень не «ульяновская» роль. По крайней мере, в той трактовке, когда Виктор слаб и «во всём виноват». А именно так трактовали его до сих пор. Виктор с Малой Бронной – другой.
Он не кричит на Гелю, сорвавшись, когда она сообщает ему о новом законе, запрещающем браки с иностранцами. Он впервые столкнулся с ситуацией, в которой не поможет ни его жизненный опыт, ни его солдатская смелость, ни упорство, ни, самое главное – любовь. И он говорит не растерянно, а, скорее, задумчиво: «Что же делать, Геля?» Он действительно пытается придумать. Но придумать здесь нечего. Правда. На самом деле.
Может быть, единственное, за что Виктор мог бы почувствовать вину, это – зачем позвонил ей в Варшаве? Зачем разбередил рану? Но ведь он и добивался этой поездки, чтобы… Чтобы понять, на каком они свете. Чтобы время сдвинулось с мёртвой точки. Потому что их «часы» поистине остановились тогда, в сорок седьмом. Да, они как-то жили. Даже пытались быть, как все. Что, не надо было жениться или выходить замуж? Посмотрела бы я на этих «советчиков»… Я не могу судить ни Виктора, ни Гелену, потому что вправду есть границы наших сил. И это даже не драма. Это трагедия.
Он не смотрит на неё со слезами, когда она поёт. И, когда она говорит ему: «Сейчас я буду тебя смешить… Я всё еще тебя люблю», он действительно смеётся. Смеётся, потому что ему в этот миг открылась бездна, которая пролегла между ними не только тогда, но и за все эти годы. «Главное, сказать себе: «Всё пропало». Тогда всё легко» (с). Нет, ему не легко, но он ясно всё понял.
И он отпускает её в конце, не отворачивая взгляда. Но не ошибся ли он? А что было бы, если бы он поехал в Сохачёв? И как бы они тогда? Может быть, это была страшная, роковая ошибка? Ведь говорил же Волшебник в «Обыкновенном чуде»: «Кто смеет рассуждать и предсказывать, когда дело идёт о любви?!» И дальше: «Я больше не буду тебе помогать. Ты мне неинтересен». И вот мне пришла мысль, что Виктор – сам себе Волшебник. И, поступивший разумно и правильно, а, возможно, и спасший жизнь и свободу обоим, он самому себе стал не интересен, хотя и не чувствует за собой вины. И ещё в этот раз мне показалось, что Гелена надела самую толстую свою маску равнодушия, но она, возможно – не утверждаю, но мо-о-ожет быть! – всё-таки видела Виктора в зрительном зале. И потому явилась «во всеоружии» холода и блеска. И даже оговорка самой Юли Пересильд сработала именно на это. Спросив «Живёшь в Москве?», она продолжила разговор, а потом снова: «Живёшь в Москве?» «Ты уже спрашивала», - мягко замечает Виктор. И это как будто выдаёт её растерянность, когда человек лихорадочно ищет тему разговора, чтобы не заметили его волнения.
Впрочем, это, может быть, только мои фантазии. У зрителей, как и у критиков, фантазий много. А создатели спектакля только удивляются: «Где они это увидели?».
Но всегда неизменен финал, который иначе трактовать невозможно. «С любимыми не расставайтесь». Ну хотя бы по возможности! Сохраните себя, сохраните своё чувство. Если вам сейчас трудно – постарайтесь. Сохраните себя ради нас, тех, тогдашних, ради Любви. Когда они оба, такие, как в начале истории, выходят нам навстречу, этот посыл ощущается совершенно ясно.
А потом начинается весёлая игра в поклоны. Потому что они, Юля и Даниил, ведут себя как дети. Но это не смешно, а здорово. И если люди смеются, то не над ними, «впавшими в детство», а от радости. Номер с подхватыванием Юлии на руки мы уже знаем. А вчера Юля сделала вид, что хочет подхватить Даниила, и зал взревел от восторга. Они ещё и пробежали неожиданно через сцену, когда аплодисменты, в общем, уже закончились, но несколько каких-то упорных зрителей в первых рядах продолжали хлопать в ладоши. И все радостно захохотали.
Какое прекрасное чувство рождается в зале после этой «Варшавской мелодии»! Я не буду искать ему определений, но знаю, что оно – прекрасно. Надолго ли театр захватывает публику? Может быть, выйдя на улицу, люди будут говорить уже о повседневных делах? Может быть. Но в эти вечера точно что-то рождается внутри людей. Что-то очень хорошее и нужное. Росток, который может, к сожалению, и погибнуть. Но это уж как сложится. А сначала этот росток нужно посадить. И посадили его создатели спектакля.
Перед началом «Варшавской мелодии» я всегда смотрю на публику, рассаживающуюся по местам, и думаю: «Вот подождите, что с вами будет в конце…» - и малодушно побаиваюсь: а вдруг не будет? Но всегда, каждый раз, неизменно, зал, как написали бы в советской партийной прессе, «в едином порыве встаёт» - только порыв настоящий! И у кого-нибудь обязательно щёки мокры от слёз – как у девушки, сидевшей впереди чуть левее меня.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 3489
- Joined: Wed 16 Jan 2013, 22:05
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Валя, Анита, потрясающе интересно! Спасибо!!!
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 3670
- Joined: Sun 25 May 2014, 19:59
- Location: Мурманская область
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Анита, твой отзыв, как стихи в прозе, проникновенно. Спасибо! Ясно представила, как это выглядело на сцене, даже слёзы навернулись. Будь я на этом спектакле, точно бы промокла от слёз.Анита wrote:Ну и от меня субъективные впечатления.
Наконец!!! Меня этот момент в предыдущих "версиях" спектакля всегда немного смущал. Геля с таким восторгом смотрела на подарок, и мне казалось, что туфельки должны были быть совершенно необыкновенные.Анита wrote:Какие новые «туфельцы» подарил Геле Виктор! Вот уж действительно, бальные туфельки, лаковые, с кантиком, на изящной «шпилечке».
Last edited by blir on Wed 31 Aug 2016, 20:36, edited 1 time in total.
Мечты - сбываются, желания - исполняются, чудеса - их мы делаем сами, а миром правит Любовь.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 2731
- Joined: Fri 15 Mar 2013, 11:26
Re: Спектакль «Вaршaвскaя мелодия»
Спасибо, Валя и Анита!!!
Вот это магия театра!!!
Вот это магия театра!!!
"Про Красоты не надо говорить.Чтобы не плакали те, которым она не дана.
Красота должна быть везде, вокруг и нам в сердце..."
Красота должна быть везде, вокруг и нам в сердце..."
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |