AlinaR wrote:Терпеливо, но непоколебимо ждем твоего отзыва.
Ну раз ждете, то я тут кое-чего накропала...
***
Небольшой пролог.
Очень хотелось посмотреть этот спектакль еще в прошлый свой приезд в Москву в феврале 2019г. Но не случилось из-за болезни актера. Теперь понимаю, что это было даже хорошо - просмотр подряд двух почти премьерных спектаклей мог привести (меня), возможно, к некоему заблуждению в восприятии. В этот раз же показалось такое стечение обстоятельств даже удачным - спектаклю больше года, сейчас я увижу, насколько он созрел, стал сильным и еще более прекрасным. Так думала я.
Неистовый Макбет.
Мне не показался спектакль 21 февраля лучше, крепче, эмоциональнее премьерного. Он был хорош, по-прежнему силен в своей трагической ноте, но по моему личному восприятию не дотянул до той точки эмоционального накала и напряжения, что были у меня на премьере - и на то есть свои причины, но о них позже.
С другой стороны, прелесть этого спектакля в том, что он позволил мне открыть в нем новые смыслы, что, наверное, не случилось бы год назад, когда были ярки впечатления от премьеры. Сейчас же, следя не за сюжетом, а наблюдая за игрой, была возможность и поразмышлять над происходящим как бы "на чистый лист".
Не отрицая всего, что я писала в своем первом отзыве, и написанного уже после меня, скажу, что "Макбет" Антона Яковлева еще и о том, как можно, играя на чувствах (любви ли, ненависти ли), используя жизненные обстоятельства, подчинить себе человека, подавить его волю или наоборот взрастить чувство тщеславия или собственного превосходства и, конечно, как следствие, предательство. (О, как часто мы наблюдаем это в нашей реальной жизни!) Именно это происходит с Макбетом и Макдуфом, катализаторами поступков которых стали в одном случае леди Макбет, в другом - Малькольм.
Макбет был неистов - усталый и опустошенный в нежелании жить в начале, в неприятии и непонимании уготованной ему Дунканом участи и роли (о чем красноречиво говорили сжатые до белизны в суставах кулаки Макбета), в сопротивлении уговорам леди Макбет, и особенно в каком-то сумасшедшем порыве достичь высочайшего положения и возможности вершить судьбами людей. Он слеп в продвижении вперед по лестнице и прозорлив в предчувствии своей гибели в конце. И уже в каком-то радостном безумии просит Макдуфа об избавлении от мук властителя, властелина, достигшего пика своей "карьеры". Если перефразировать высказывание "кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет", для Макбета актуально выражение: "Кто с помощью меча приходит к власти, мечом себя и погубит."
И всё это неистовство сыграно было Даниилом в конце очень мощно - да, и комок в горле и слезы на глазах у меня-таки повились.
...
И еще несколько слов об актерах и общем впечатлении от спектакля.
Мне очень понравилась Елена Николаева в роли леди Макбет. Наверное, она более эмоционально открытая, искренняя и естественная, поистине дивная роза лицом и злобой в душе. За внешней мягкостью актрисе удалось очень хорошо передать железный стержень внутри, который всё же сломался от мощного натиска Макбета - не ожидала леди Макбет, какие цветы зла она взрастила в своем супруге.
Она - любящая жена, умеющая ласками и словом воздействовать на душевные струны, а главное, разум мужа. (Муж - голова, а жена - шея: куда хочу, туда и верчу.) И вот только что неистово сжимавший кулаки, внутренне сопротивлявшийся решению Дункана, Макбет, обласканный супругой, готов не просто убить своего короля, но пойти дальше, посея первые зерна её и своей погибели.
Сейтона в этот раз играл Леонид Тележинский. Не произвел впечатления, для меня роль оказалась "смазанной", что конечно же повлияло на общее впечатление.
Был еще один технический момент, который повлиял, с моей точки зрения, на ход всего спектакля: в сцене, когда Макбет поднимает за горло Макдуфа, произнося свой демонический монолог, плохо закрепленная кулиса сдвинулась, трюк с поднятием не удался, демона не получилось.
В одной мизансцене мне показалось, что Банко-Александр Голубков забыл текст - уж очень медленно он слово за словом подбирал слова в своей реплике, и Даниил заполнял паузы междометиями типа "ну", "ну давай", как бы подгоняя Банко к решению. Я, конечно, могу и ошибаться, но как-то уж очень неестественно выглядела эта сцена объяснения.
Начало, где-то первые минут двадцать показались такой как бы замедленной съемкой, и даже обычно просветленный Дункан не показался таким привычно ярким и радостным. Кстати, о скучноватости начала услышала потом в гардеробе после спектакля от группы молодых людей, которым спектакль на самом деле очень понравился. Соглашусь, что спектакль по энергетике был очень неровен. В некоторых мизансценах мне очень не хватило разнообразия премьерных интонаций Макбета.
Что еще? Несмотря на желание зрителей и приглашение актеров, режиссер не вышел на поклон. А в фойе, в гардеробе прямо перед собой я увидела Алену Яковлеву - приходила посмотреть на работу своего брата.