…И о «Макбете».
В прошлый раз (может быть, от волнения) я не осознала, насколько сама постановка в хорошем смысле напоминает книжную иллюстрацию, графику. Черно-белая гамма с редкими вкраплениями красного (вспомните меч на полотне, загорающийся багряным), лаконичный рисунок, чёткие движения.
Актеры хороши, по-моему, все. Тогда, в декабре, я не очень поняла образ Банко, но теперь он показался мне действительным другом Макбета, хранящим ему верность и до самого конца пытающимся его образумить, даже видя уже, что это безнадежно. Король Дункан – ну прелесть король.
Поистине надо разом отказаться от всего человеческого в себе, чтобы убить такого милягу. Тем более, начать убивать именно с него. Почти как решиться начать с ребенка. Да, он добряк-весельчак, под носом которого, видимо, пускают на ветер государство. И это плохо. Но вот так взять и… Не удивительно, что Макбету особенно жутко. Леди Макбет в исполнении Елены Николаевой оказалась очень органичной. Сначала мне думалось, что такая милая девушка не вяжется с образом вдохновительницы убийств. Но… Как-то всё время я забываю, и, как дитя, удивляюсь – ведь есть же актерский талант и профессионализм. Эта леди, пожалуй, была даже более убедительна. А контраст милой внешности (как нежно и дочерне доверчиво она припадает к руке короля, встав перед ним на колени!) и пронзительного взгляда валькирии, напутствующей Макбета, оказывается только к месту.
Мне нравятся все придворные,
Малкольм с мнимо сонным взглядом, тихо ждущий своего часа, и особенно Макдуф, убитый отчаянием и находящий в себе силы встретиться в смертном бою с Макбетом. Он как-то особо трогателен в своем негромком горе.
И Макбет. Конечно, Макбет. Как я понимаю его образ, я уже писала в прошлый раз. Он, готовый умереть в самом начале истории, и складывающий в черные мешки всю свою прошлую жизнь – все победы и поражения, всех людей, все «признаки, все меты, все даты» - остановленный вдруг внезапным видением, попадает в ловушку собственной души. В его собственном сознании на краю гибели возникает прекрасный облик ребенка, ангела света (вероятно, умершей дочери), не умеющего лгать. Лжет сам Макбет – самому себе. Вольно или невольно? Провести границу трудно. «Страшен соблазн створить добро», сказал Бертольт Брехт. Потому что сотворить-то хочется, а как? Если, кажется, нет никаких других способов, кроме…
Я уже говорила, что Даниил – настоящий трагедийный актер. А сейчас оценила еще и богатство интонаций, мгновенную смену эмоций, переход от смеха к ярости, от безволия – к решимости. Когда я вижу подобную игру на сцене, я всегда думаю: «Ну, хорошо. Вот они играют. Но как же они вот сейчас закончат, и просто так выйдут на улицу и пойдут домой, как все?..» И, понимая, что это бесконечно наивно, а «театр вблизи груб и несовершенен», и в перерыве между своими сценами можно, скажем, интересоваться результатами матча Россия – Испания, я всё-таки каждый раз задаюсь этим смешным вопросом. Просто это такая профессия. Просто это – актеры.
И понял я, что предо мной актер,
Достигший в лицедействе совершенства,
Который, если требует искусство,
И сердце, и дыханье остановит,
А жив он или нет, не нам судить… (с)
Сильное впечатление остается от искаженного в немом отчаянном крике лица Макбета в конце спектакля. Когда он окончательно понял, что обманул себя сам. Когда уже ничего нельзя сделать. Когда – КОНЕЦ. И задвигающиеся стены замка, постепенно скрывающие его, напоминают врата ада: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Расплата пришла, и разве она несправедлива? Но так жаль, ТАК жаль! Ведь на этом лице читается не только отчаяние и ужас, но и детская растерянность…
PS. Справедливости ради поймаю «блоху».
Вот что я не заметила сразу, и что, на самом деле, странно: по-моему, девочка-призрак ничего не говорила о Дунсинанском холме и человеке, не рожденном женщиной, и единственно опасном для Макбета. А он говорит о них, как о чем-то давно известном. В пьесе ведьмы предупреждали его об этом. Здесь никто ему этого не сообщал. Откуда же он знает? Как бы мы должны были догадаться, что девочка однажды являлась с этой вестью, просто мы не видели?..
PS-2. Мы с подругой немного задержались после, потому что - не поверите - мне вдруг показалось, что мы не туда идем.
Столько лет ходить по этой дороге и забыть! Повернули обратно, чтобы вернуться к исходной точке, и встретили идущую нам навстречу всю компанию придворных во главе с королем.
И с девочкой-видением, конечно. Шли и говорили о совершенно посторонних вещах - папа с дочкой и с друзьями идёт домой, ничего особенного.
"И понял я, что предо мной Актер..."
Снимаю виртуальную шляпу.