Ну это слова режиссера, которые нужно еще постараться найти в самом спектакле - допустим, рефлексия есть, а вот с романтизмом и желанием изменить мир как-то проблематично. Это тоже те вопросы, которые мы задали с Анитой сразу после просмотра.
Диана wrote:Да уж, романтичный слабохарактерный Макбет, это как-то чересчур
Но это всего лишь мнение отдельно взятого зрителя, совсем не обязательно, что режиссер сделал ставку именно на такого Макбета - не слабохарактерный он у Даниила, уж поверьте.
Алёнушка wrote:А обычно его ставят в другом переводе?
Наверное, более привычным, известным считается перевод Бориса Пастернака.
Алёнушка wrote:Ну началось! Не доиграл, не дотянул и зла не хватает.
Возможно, так увиделось, что естественно - спектакль еще только становится на ноги, а значит, какие-то вещи еще в работе. Не нужно так резко воспринимать чужие отзывы. Я, например, соглашусь, что леди Макбет получается пока что очень сдержанной. Понятно, что центральная фигура сам Макбет, но всё же большей энегетики от леди Макбет хочется.
Алёнушка wrote:Крупными мазками - это как?
Возможно, более акцентировано, более погранично, с более четкими границами в эмоциях. Мне, скажем, силы духа Даниила (назову это так) хватило. Но уверена, что каждый штришок еще будет оттачиваться и будет доведен до совершенства. Возьму на себя смелость сказать, что я понимаю, о чем говорит автор отзыва - несколько просмотренных спектаклей того же "Ревизора", равно как и "Варшавской мелодии" в разное время позволяют увидеть, как растет и крепчает спектакль, и как иногда сегодняшний не дотягивает в чем-то до предыдущего. Это тоже нормально.
Диана wrote:Просто в процессе обсуждения нарисовался такой необычный Макбет
Ну он и есть необычный - он разный, не однобокий, многогранный, я бы сказала
Диана wrote:а не могли бы вы рассказать, как начался спектакль?
Отзыв написан по горячим следам, добравшись до компьютера, публикую практически без купюр, так что, любые совпадения с репликами других зрителей случайны или говорят о том, что мы увидели одно и то же.
***
Пересказывать содержание пьесы смысла нет, поэтому только то, как увиделось и что считалось с режиссерского замысла, а возможно, и просто так сработало мое воображение.
Начну с того, что Анита назвала интересными наблюдениями. Как-то это само нарисовалось вдруг перед спектаклем, а потом и спектакль подтвердил находку. (ИМХО) Даниил шел к этой роли почти двадцать лет, начиная с "Петербурга", с Николеньки Аблеухова, который должен был сделать моральный выбор, пойти ли на убийство своего отца, не особо понимая, почему он оказался перед таким выбором - из бунтарства, слабости или юношеского максимализма? Ради ли того, чтобы изменить мир или хотя бы часть его? Фрэнк в "Почтальоне..." уже выбор этот делает почти осознанно и идет на убийство, основанное на страсти. Цель ясна и причина этого поступка - женщина. Мы видим в первой сцене Фрэнка в момент казни, на грани "уже не здесь, но еще и не там" - помутненное сознание погружает его в воспоминания, происходит что-то вроде рефлексии, раскаяния. Это была сильная роль, заставлявшая осязаемо показать внутреннее состояние персонажа. Потом была "Драма на охоте" и Камышев. Тогда, после премьеры мне было понятно, что "Почтальон..." был как бы репетицией Камышева, его умирающей души. И вновь - совершенное убийство, в основе которого страсть, а причина - всё же женщина. И вот наконец - Макбет, в ком так много повторений с предыдущими работами: опустошенность, нежелание жить, еще не смерть, но в каком-то горячечном бреду видения с девочкой-призраком, которая предвещает будущее. И снова убийство, и не одно, сомнения, непонимание, торжество и падение с радостью принятия наказания и избавления от грехов - цепь событий, которые мы видим в спектакле. Но только в этот раз, в этой роли это такой надрыв, такая энергетика, такой страстный накал эмоций и физических сил актера, что иногда страшно становится и за актера, и за зрителя, который всё это вместе с ним переживает. Процентов восемьдесят от всего спектакля Даниил держит зрителя на своем персонаже, приковывает внимание так, что дышать больно и страшно. Я бы без сомнений и колебаний назвала эту работу бенефисом актера. Да, другие персонажи тоже самодостаточны в этой постановке - как и говорил Даниил в интервью - но всё же все и вся крутится вокруг Макбета. Он - центральная фигура, и если хоть на йоту уменьшить его присутствие, то полноценного произведения на сцене не будет.
Режиссер Антон Яковлев остается верен себе и вновь раскрывает тему темной и светлой сторон внутреннего мира человека, борьбы ангела и беса, противоборства зла и добра. В спектакле, как и в пьесе, однозначна победа темных сил, нет места надежде, свету (здесь как раз в буквальном смысле этого слова), хотя бы намека на оптимистичное будущее: убийца восходит на трон, становится чудовищем во власти, его же устраняет новый правитель, который имеет все задатки еще более жестокого, коварного тирана - круг замкнулся, и выхода из него хотя бы с проблеском надежды автор нам не указывает.
Так что же Макбет? Ради чего же он совершает все убийства? Ради власти? Уставший и готовый умереть, но переступивший через сомнения, поддавшись на уговоры жены, страдающий и пугающийся следов крови - таким мы видим его в начальных сценах. Но вот уже через мгновения он - вошедший во вкус власти, пугающий этим леди Макбет и уже готовый переступить через множество жертв, устраняя всех на своем пути, вознесшийся до небес, достигший своего королевского Олимпа, возомнивший себя Богом... И в конце - принимающий смерть как избавление, как освобождение, умирающий с улыбкой на лице... Лишь небеса отринули его, возвестив об этом грохотом упавших цепей, которые только что так крепко его удерживали в поднебесье.
Такую огромную палитру психических состояний, эмоций и физических действий показывает Даниил за почти два часа - я вновь не побоюсь сказать: Даниил может, если не всё, то очень многое.
Есть много прекрасных, с моей точки зрения, находок режиссера - и прежде всего музыкальное сопровождение - музыка заходящегося в бешеном ритме сердца, шум капель то ли дождя, смывающего кровь, то ли самой крови.
Еще один из плюсов спектакля - лаконичные, простые декорации, которые нас однозначно отсылают в начало второго тысячелетия. Где-то почти к концу спектакля прорывается шум (военного) вертолета - намек на современность или вневременность, как костюмы? Но как раз в этом спектакле я бы не стала проводить параллели с современностью и искать каких-то прототипов, конкретных персонажей. Возможно (вдруг подумалось), это некий собирательный образ власти в современном мире, которая какой бы с человеческим лицом ни была, всё равно оказывается замешанной на крови.
Да, в спектакле можно найти много символов, которые можно пытаться толковать, а можно их и не разгадывать, потому что образ Макбета вырисовывается не ими, а актерскими "штучками" - то безумный взгляд, то демон просыпается; то искуситель, то хладнокровный злодей, а вот и любящий, нежный муж и тоскующий отец; то "гром небесный", и вот уже голос, переходящий почти в шепот. А как физически выкладывается актер, нужно просто видеть.
Я не скажу, что я смотрела спектакль на одном дыхании, смотрелось мне тяжело и дыхание как раз прерывалось. После спектакля я сказала, что не хотела бы его видеть еще раз. Сейчас, по прошествии недели всё-таки пересмотреть захотелось - именно для того, чтобы увидеть то, что не усмотрелось, прошло мимо в первый раз.
Есть еще какие-то отрывочные, фрагментарные впечатления, которые очень легли на душу, но пока я не могу их выразить словесно, или проще сказать, не могу объяснить, что бы они для меня значили, что они дают для понимания мною этого спектакля. Из актеров мне были очень интересны Владимир Яворский (Дункан), Илья Антоненко (Макдуф), Олег Кузнецов (Малькольм).
Мне сложно прогнозировать судьбу этого спектакля - хотелось бы, чтобы она у него была долгой и счастливой. Мне кажется, что это решит зритель - на нашем был аншлаг. Но зритель должен быть подготовленным - с этим я тоже согласна.
С одной стороны, здорово, что у Даниила состоялась такая роль, с другой... она требует очень много сил самых разных. Ну если только Даниил не научился абстрагироваться от своих героев как актеры Голливуда...
З.Ы. прочитала написанное - получилось так же сумбурно и амплитудно, как состояние во время просмотра и сразу после... ну да пусть будет как есть...
vak wrote:...это слова режиссера, которые нужно еще постараться найти в самом спектакле - допустим, рефлексия есть, а вот с романтизмом и желанием изменить мир как-то проблематично...
подчеркнутые мной слова Антона Яковлева о Макбете объясняют приступ "слабости" этого героя в начале - это его внутренняя опустошенность от бесконечной войны и потерь - и то, чем, по их мнению, этот Макбет движим - не просто жаждой власти ради самой власти, а стремлением к ней, как попытке и возможности изменить этот "старый кривой миропорядок". И ради этой цели, переступив черту, "ценой" убийства , т.е."неправыми средствами", он эту власть получает.
Но, в тот момент, вряд ли он думает о том, как правильно ею распорядиться, возможно ли это вообще, при таком способе прихода к власти и какой будет "плата" за то, чтобы эту власть удержать...
А слова ДС из "Главной роли" , приведенные мной там же ниже - то, при чем же тут романтизм.
А романтики у Макбета, конечно же, нет - "романтике" есть место там, где есть недостаток знания "прозы жизни".
У Макбета этого знания в избытке, поэтому в его случае - это стремление бороться до конца, даже уже понимая, что это , в конечном итоге, бессмысленно.имхо
Last edited by Natka on Fri 28 Dec 2018, 12:46, edited 4 times in total.
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Natka wrote:чем, по их мнению, этот Макбет движим - не просто жаждой власти ради самой власти, а стремлением к ней как попытке изменить этот миропорядок, не смущаясь "ценой", т.е. теми "средствами", которой он эту власть получит, а слова ДС из "Главной роли" , приведенные мной там же ниже - то, при чем же тут романтизм.
Натка, так я ж и не спорю с авторами и понимаю, о чем это они. Я лишь о спектакле и о том, что я в нем увидела или, скорее, не увидела. А здесь вариантов немного: либо я плохой, незрячий зритель, несумевший какие-то режиссерско-актерские символы разгадать, либо "чего-то в этом супе не хватает" (пока). И свою незрячесть я могу объяснить: стихотворный шекспировский текст непросто воспринимать на слух - первые минут пять-десять ты учишься его слышать и понимать, да и потом часто ты либо сосредотачиваешься на тексте и его смысле, либо на действе. Это не "Влюбленный Шекспир", который я смотрела двумя днями позже, где легкий, лиричный слог, ласкающий ухо. "Подготовленный зритель" означает и то, что сюжет тебе не просто должен быть знаком, но сам текст тебе должен быть не чужд. Иначе, как в том анекдоте про глухонемого со слепым, грубо говоря.
vak wrote:Я лишь о спектакле и о том, что я в нем увидела или, скорее, не увидела. А здесь вариантов немного: либо я плохой, незрячий зритель, несумевший какие-то режиссерско-актерские символы разгадать, либо "чего-то в этом супе не хватает" (пока).
есть ещё один: с одного раза всё не уловить, потому что "зрелище слишкомнасыщенное"
Но то, что спектакль не развлекательный и требует определенного настроя и готовности к работе и от зрителя тоже - по-моему совершенно точно
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Валя, спасибо за отзыв, я его очень ждала.
Девочки, к сожалению, у меня сейчас не получится поговорить и обсудить. И, боюсь, еще довольно долго не будет получаться. А ваше обсуждение получается интересным.
vak wrote:А это иллюстрация того, как работает Даниил на сцене - ну Демон же...
ДА!
Анита wrote:А кто-то все равно скажет: "Медийный красавец..."
дануибогсними!
Анита wrote:Девочки, к сожалению, у меня сейчас не получится поговорить и обсудить. И, боюсь, еще довольно долго не будет получаться.
Надеюсь, ничего серьезного?
ВОЗВРАЩАЙСЯ СКОРЕЙ!!!
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Анита wrote:Валя, спасибо за отзыв, я его очень ждала.
Так мы с тобой же немного пообсуждали после спектакля
Когда у тебя появится время, с удовольствием еще поговорю на эту тему, в отзыв вошло, конечно же, не всё.
novosti_kultury.korotko На сцене московского драматического театра на Малой Бронной продолжаются премьерные показы спектакля «Макбет». Режиссёр Антон Яковлев сделал акцент на внутренних противоречиях главного героя. В этой версии Макбет разрывается между двумя импульсами: стремлением к власти и саморазрушению. Темп повествования ускорен: текст Шекспира значительно сокращён, как и число действующих лиц. Даже ведьма в спектакле одна — зловещая девочка в белом платье. Художник Николай Симонов создал аскетичное, почти монохромное пространство, не привязанное к конкретной эпохе. Единственная примета нашего времени - чёрные пластиковые мешки, в которые складывают тела героев трагедии,. Главную роль в спектакле «Макбет» исполняет Даниил Страхов.
Валя, спасибо за отзыв. Спектакль уже "взрослеет". В целом, увидела и почувствовала то же самое.
Даже ведьма в спектакле одна — зловещая девочка в белом платье.
Почему-то упорно девочку-призрака называют зловещей, демонической. Мне она не показалась ни той, ни другой. Нет времени на развернутый отзыв, уж простите, запарка страшная, надеюсь после "Новогодения" полегче будет.
Last edited by blir on Fri 28 Dec 2018, 21:14, edited 1 time in total.
Мечты - сбываются, желания - исполняются, чудеса - их мы делаем сами, а миром правит Любовь.
Natka wrote: Надеюсь, ничего серьезного?
ВОЗВРАЩАЙСЯ СКОРЕЙ!!!
Нет, ничего. Я же не говорю, что куда-то ухожу. Просто как следует принимать участие в серьезных разговорах не получится, но ваши мнения всегда читаю с интересом.
Да, девочка-призрак мне тоже не показалась демонической.
vak wrote:Возможно, так увиделось, что естественно - спектакль еще только становится на ноги, а значит, какие-то вещи еще в работе. Не нужно так резко воспринимать чужие отзывы.
Я не воспринимаю резко чужие отзывы. Я как раз именно на то и сетую, что спектакль еще находится в периоде младенчества, а от него уже пытаются потребовать совершенства, а не видя этого совершенства - раскритиковать.
vak wrote:С одной стороны, здорово, что у Даниила состоялась такая роль, с другой... она требует очень много сил самых разных.
Да, роль - мечта для серьезного, думающего актера. И раз Даниил согласился на ту неё, то она была ему зачем-то нужна, даже необходима наверное. Но в любом случае желаю актеру здоровья, чтобы он мог не только играть эту роль, но и восстанавливаться после каждого спектакля без потерь для психики. А спектаклю желаю быть востребованным и долго находиться в репертуаре театра.
vak wrote:А здесь вариантов немного: либо я плохой, незрячий зритель, несумевший какие-то режиссерско-актерские символы разгадать, либо "чего-то в этом супе не хватает" (пока).
Да, так бывает, что произведение задумано и мыслится автором как одна картинка, а в результате и в восприятии зрителя картинка получается другой. И дело тут не в том, кто плохой - режиссер или зритель, а просто в субьективности оценок.
vak wrote:стихотворный шекспировский текст непросто воспринимать на слух... ты либо сосредотачиваешься на тексте и его смысле, либо на действе..."Подготовленный зритель" означает и то, что сюжет тебе не просто должен быть знаком, но сам текст тебе должен быть не чужд.
Да, этот нюанс добавляет сложности как актерам, так и зрителям. Поэтому мне будет интересно почитать и другие отзывы и рецензии, которые будут появляться и здесь, на форуме, и в соцсетях, и в прессе. С одной стороны, чтобы все понять и прочувствовать, нужно сходить на этот спектакль несколько раз, с другой стороны, ходить на него несколько раз тяжело психологически даже подготовленному зрителю. Вот ведь незадача какая!
vak wrote:как работает Даниил на сцене - ну Демон же...
Скорее, безумец. И работает, похоже, отдавая себя без остатка. Судя по фотографии, находится в состоянии творческого экстаза, полностью погружен в роль. Поэтому за него страшно. Но и уважение такая работа вызывает неимоверное.
vak wrote:Когда у тебя появится время, с удовольствием еще поговорю на эту тему, в отзыв вошло, конечно же, не всё.
Валя, а нам тоже расскажи, пожалуйста, что не вошло в отзыв. Так было интересно читать его. Даже перечитала еще раз.
Анита wrote:Да, девочка-призрак мне тоже не показалась демонической.
Полагаю, что этот персонаж уже вызвал интерес и будет обсуждаться и дальше в отзывах о спектакле. Жду этого.