Диана, я всегда говорю, что сколько людей, столько и восприятий. Мы даже роли ДанСаныча воспринимаем по-разному.
Я думаю, что фильм о каком-то известном человеке (или не обязательно фильм, пусть будет книга), в любом случае, это не о том, "какой он на самом деле был", а о том, что авторы думают о нем и о его деяниях. Какой он был, он, может, и сам до конца не знал, а знает это только Бог. Но вот, предположим, я автор. И я хочу рассказать о каком-то человеке, поделиться своим восприятием, тем, какие мысли, чувства, переживания вызывает во мне то, что он сделал в жизни. Допустим, это тот же Цой. Так вот это не будет фильм или книга о Цое, это будет фильм или книга о
моем Цое. О том, что он затронул во мне. О его эпохе, как я ее ощущаю. Не исключено, что я как-то неправильно люблю и понимаю его творчество. Но - искренне, как умею, и как Бог дал. Как именно мне дал. Другим Он, может быть, дал какую-то другую "меру, степень, глубину". Конечно, я попытаюсь быть объективной. Но полностью объективным быть невозможно. И не нужно, не в этом смысл подобных вещей.
Объективно - в энциклопедии. Родился, учился, работал, умер. Хотя и там могут быть варианты.
А чтобы не "завраться", рассказывая об известном человеке, тут уж в помощь только собственное чувство меры, чести, сочувствия, уважения. На мой взгляд, в "Лете" все это было. Опять же - это на мой взгляд, другие люди могут видеть по-другому. И видят. Это можно понять и по официальным рецензиям. Тут никто никому ничего не докажет. Как говорил Даниил, "есть только "вам понравилось - или "вам не понравилось". Всё остальное - литературоведение".
Я двумя руками за то, чтобы авторы уважали героев своих фильмов или книг. И чтобы эти фильмы и книги были талантливыми. Но
объективными они быть все равно не могут. Их смысл в том, чтобы затронуть у зрителя или читателя какие-то скрытые струны...
Объективны ли книги Эйдельмана или Андроникова о Пушкине, декабристах и Лермонтове? "Такие" или "не такие" были на самом деле люди, о которых они писали? Кто знает?.. А я не забуду, как после книги Эйдельмана поехала на остров Голодай на могилу декабристов. Конечно, есть документы, есть их письма, воспоминания людей, лично их знавших. И я все это прочла. Потом. Но сначала была книга Эйдельмана. Которого далеко не все считали серьезным историком.
И вообще, сколько ни говори, но снимать кино об известных людях все равно будут. И оно не будет нравиться всем одинаково. Сколько людей, столько и восприятий.